Существует такая точка зрения: художественное кино – про меня, а документальное – про кого-то другого. И множество споров ведется о том, что художественное кино субъективно, выражает точку зрения своего автора, а документальные фильмы должны быть объективными, здесь не место личному отношению.
На прошлой неделе в рамках «Артдокфеста» показали фильм Виталия Манского «Горбачев. Рай». Годом ранее вышла картина немецкого режиссера Вернера Херцога «Встреча с Горбачевым». Обе работы – фильмы-портреты первого и последнего президента СССР, лауреата Нобелевской премии мира Михаила Сергеевича Горбачева. Но это еще и автопортреты режиссеров, хотят они того и нет. Горбачев Херцога – это взгляд восточного немца на него, Манский смотрит на своего героями глазами человека, родившегося в СССР.
Мы смотрим кино. Узнаем героя. Узнаем режиссера. Узнаем себя. Мы те, кто мы есть.
Рекомендуемые ресурсы
Книги:
- Бунюэль о Бунюэле
- Франк Г. Карта Птолемея. Записки кинодокументалиста
Подкаст:
- История о том, как мы требуем от документального кино отражения жизни, а оно оказывается манипуляцией // Истории кино. Подкаст Антона Долина. https://meduza.io/episodes/2020/03/19/istoriya-o-tom-kak-my-trebuem-ot-dokumentalnogo-kino-otrazheniya-zhizni-a-ono-okazyvaetsya-manipulyatsiey
Елена Еркина,
начальник отдела научно-технической информации Института кино и телевидения (ГИТР)
————