Марк Лиманский окончил Институт кино и телевидения (ГИТР), снимает кино по наблюдениям из жизни и вернулся в ГИТР уже в качестве преподавателя. Интервью с ним специально для ГИТР-ИНФО провела студентка режиссерского факультета Анастасия Свиридова.
- Во сколько лет Вы решили стать режиссёром?
—Окончательно с профессией я определился в преддверии поступления, в лет семнадцать-восемнадцать. До этого я активно занимался творчеством: писал статьи, состоял в кружке журналистов, рисовал, придумывал постановки для школьных мероприятий. Как только я понял, что мои интересы сочитаются в профессии режиссер, я сделал выбор.
- С чего начался Ваш путь?
—Я записывал события из жизни в виде рассказов. И сейчас эти заметки собираются в полноценные сценарии сериалов и фильмов. Я из тех режиссёров, который черпают вдохновение из жизни. Моя цель преподносить интересные жизненные ситуации в виде игрового кино или сериала. Началом пути стало появление желания поделиться историями жизни со зрителем.
- Как проходили съёмки Вашей первой работы?
-Первым проектом стал пилот сериала «Куда уходят дети»[1]. Это было мое непреодолимое желание визуализировать записанные заметки. Снимал я работу между первыми и вторым курсом. Съемки проходили интуитивно, потому что нужных знаний для постановки такого сценария я еще не получил, поэтому много интуитивных решений и непрофессиональных моментов видно в съёмке. В фильме я снимал друзей и родственников. Сам выступал в роли оператора, режиссера и монтажера. Снимал на зеркальный фотоаппарат. Я доволен результатом, потому что в работу, несмотря на непрофессионализм в ее создании, вложено много души и посылов.
Идею и смысл я передал, мне кажется, максимально хорошо, как хотел изначально. В будущем эту работу я планирую переснять в полноценный проект.
- Вы совмещали работу и учебу, кем вы работали?
-Со второго курса я начал совмещать работу и учебу, потому что надо было платить за обучение и жить в Москве. Я работал репетитором по рисованию.
С конца второго курса я стал менеджером постпродакшна [2] на сериалах «Каменное сердце», «Дом последнего фонаря» и «Крылья» для телеканала ТВЦ [3]. Я организовывал монтажный процесс, следил за монтажерами, давал задачи, составлял графики сдачи серии и распределял материалы со съемок.
Позже я прошел практику в школе телевидения Первого канала «Останкино», но это как дополнительное образование. Потом я практиковался на канале Disney Russia [4], и меня пригласили на проект поработать монтажером. Третий курс-лучший мой рабочий год. Затем фриланс [5], съемки и клипы-некрупные проекты, но уже подработка по режиссуре.
Работа у меня не выпадала на пары, я старался организовывать учебный процесс, поэтому получилось все совмещать.
- Каким проектом вы гордитесь? Почему?
—Я упоминал фильм «Куда уходят дети», им я горжусь, потому что это проект, который в съемке точно отражает заложенную мной идею.
Далее из гордости это совместный проект с моей супругой Ксюшей Засецкой, тоже выпускница ГИТРа. Съемка для международного проекта World of ballet [6]. Это сайт со всей актуальной информации из мира балета. Ксюша снимала роскошный ознакомительный трейлер в театре балета Эрмитаж в Санкт-Петербурге, а я монтировал. Я приравниваю режиссуру монтажа к полноценной режиссуре, поэтому для меня проект откликается гордостью. Я почувствовал магию танца и влюбился в способ выражения чувств эмоций через пластику тела.
- Как Вы стали преподавателем в ГИТРе?
—Началось все с того, что я поступил в ГИТР на отделение искусствоведения на аспирантрату [7] после окончания режиссерского факультета по специалитету [8]. И меня пригласили стать преподавателем почасовиком, то есть педагогом на замену, когда мастера не могут присутствовать на парах.
Позже я стал полноценным преподавателем в мастерской Сергея Эммануиловича Маца. И второй год я являюсь вторым преподавателем в мастерской Владимира Ивановича Хотитненко.
- Как молодому преподавателю заслужить уважение учеников?
—Конкретно цели и какого-то плана как заслужить уважение моих учеников у меня не было. У меня был страх того, что я молодой преподаватель, который только выпустился. Я боялся, что студенты не воспримут меня всерьез. Но в группе достаточно было провести две лекции, чтобы дать ребятам понять, что несмотря на отсутствие большого опыта в киноиндустрии, я все равно могу структурировать материал и делиться опытом, который я сам недавно прошел.
В контексте монументальной режиссуры нужны мастера и мастерские с опытными преподавателями, которые снимали большие и нашумевшие проекты. Мне нравится, что сейчас в мастерской, где я преподаю, основным мастером выступает Хотиненко, но при этом есть я, дающий студентам информацию как развиваться в нашей специальности после выпуска. «Творческий фриланс»—это та дисциплина, которую я мог преподавать, если это бы был отдельный предмет.
- Почему Вы отдали предпочтение монтажу?
—Несмотря на то, что я коммуникабельный и общительный человек, я не люблю выходить площадку. Я обожаю подготовительный период и монтаж. Все что между почему-то мне морально даётся тяжело. Это не значит, что я не могу выйти на площадку как режиссер, но я отношусь к этому как к работе. Монтаж для меня сейчас предпочтительнее, я открыл небольшой продакшн[9], который занимается постпродакшном под ключ. Поэтому на этот вопрос я могу ответить так, для меня магия кино происходит именно на монтаже, когда из разных кусков, дублей, сцен и кадров на монтажной линии собирается целостное кино.
- Какие клипы Вы посоветуете посмотреть с режиссерской точки зрения?
—Я рекомендую смотреть все клипы Мадонны. Если выделить один, то это будет клип на песню «Frozen». Шикарная работа. Вопрос всего одной локации, персонажа и несложных визуальных эффектов, но сколько в этом магии, стиля, шарма и глубины при минималистичных вложениях ресурсов.
Также рекомендую смотреть все клипы Макса Шишкина. Меня впечатляет его подход к техническим вещам, что мне не хватает, так как я большее значение придаю идеи и содержанию. Постановочная часть клипов Максима безупречна, но это не отменяет его работы над содержанием. В какой-то степени по его клипам я учусь. Дляменя самым интересным клипом стала работа на песню Ивана Дорна «Африка». В клипе ритмично работает танец, незаурядные движения создают бешеную энергетику за счет хорошего ритма монтажа. Для меня это эталон монтажной мысли.
————— Примечания А. Свиридовой —————
[1] https://www.youtube.com/watch?v=NHfXcpJ_P94
[2] Постпродакшн — этап производства кино, радиопередач и прочих видов цифрового искусства, следующий за съёмкой или записью отдельных сегментов работы.
[3] ТВ Центр
[4]Disney Россия
[5] Фриланс, фрилансер - термины, используемые для лиц, которые работают не по найму и не обязательно привязаны к конкретному работодателю в долгосрочной перспективе. [6] https://worldofballet.com
[7] Аспиранту́ра — одна из форм подготовки кадров высшей квалификации.
[8] Специалитет — уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация специалиста.
[9] Продакшн - процесс создания проекта или творческого продукта.
—— Заглавное фото — https://instagram.com/marklimansky?igshid=s9iirimg2dak —