Домашнее чтение: «21 урок для XXI века»

Авторы ГИТР-ИНФО продолжают читать книги и делиться своими впечатлениями. Достаточно объемную книгу Юваля Ноя Харари "21 урок для XXI века" прочла и написала на нее рецензию Елизавета Лукьянчук, студентка факультета журналистики ГИТР.

Моим крайним литературным опытом стала книга «21 урок для 21 века» Юваля Ноя Харари, о ней я сегодня расскажу. Юваль Ной Харари – историк, философ и профессор исторического факультета Еврейского университета.

Книга, благодаря которой о нем узнал мир – «Sapiens: краткая история человечества». Простым языком и, не углубляясь в подробности, автор погружает в читателей историю и анализирует, как человеческий род пришел к  нынешней стадии эволюции. 

Следующим произведением стали размышления о том, к чему мы можем прийти с нынешними тенденциями развития. Книга о будущем — «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня».

А крайним в этом ряду стал сборник эссе о настоящем – «21 урок для 21 века». Книга вышла в 2018, в 2019 переведена на русский язык.

Мне понравилась эта книга, потому что она преподносится в формате свободных размышлений. Она не привязана ни к какой идеологии или религии, ничего не продвигает и не позиционируется как инструкция к жизни. Читая книгу, можно присоединиться к автору в его размышлениях. Это и было целью Юваля – он хотел дать человеку, с головой погруженному в водоворот дел, пищу для размышлений о времени, в котором он живет и о времени, в котором он скоро окажется.

На протяжении всей книги автор обращается к тому, как технологии и искусственный интеллект влияет на человека. Мы запустили искусственный интеллект всюду и теперь появляются опасения, что он однажды поработит человечество.

Автор рассуждает об этих рисках с разных сторон, что должно произойти, чтобы робот не нуждался в человеке, смогут ли машины эволюционировать сами и сулит ли ближайшее будущее опасность человеческому виду. Автор рассматривает как ИИ (искусственный интеллект) сможет улучшить нашу жизнь, например, медицина выйдет на новый уровень и заболевания смогут диагностировать на ранних сроках, а не тогда, когда появились симптомы, или беспилотные автомобили с единой базой данных и четкими алгоритмами уменьшат количество жертв в автокатастрофах. 

Харари рассуждает о том, какое огромное количество профессий может перестать нуждаться в человеке, в основном туда входят технические специальности, где со временем человеческий труд будет обходиться дороже, нежели роботизированная промышленность. 

Из этого вытекают рассуждения о том, какие навыки важно сейчас развивать, чтобы не потерять идентичность. Качества, присущие только человеку, такие как воображение, образное мышление, критический взгляд – вот на что нужно делать акцент в 21 веке, считает автор. Мы так долго шли к венцу прогресса, но теперь есть риск стать его рабом, а не создателем.

Так же Харари поднимает вопрос влияния на сознание постоянного информационного шума, поток новостей не прекращается – «операционная система» заполнена огромным количеством информации, и, зачастую, она даже не касается самого человека. Люди делегируют формирование мышления СМИ и Интернету, а на рефлексию не остается времени, его занимает работа по регламенту и развлечения, выбранные не нами.

В книге поднимается огромное количество вопросов, и, что немаловажно, в ответ на них предлагаются возможные решения. Автор говорит о том, какие мы выстраиваем цепочки в современности, исходя из прошлого, и рассуждает, куда они могут привести в ближайшем будущем.

Мне понравилось, что книга написана просто, она будто хочет спровоцировать небольшой внутренний конфликт, а не заложить в голову очередную догму, заставляет спросить себя: «А кто выбрал мою жизнь? Куда меня приведут мои нынешние действия?»

Текст книги стремится к объективности, хотя и невозможно говорить об истине, она непостижима. Автор хоть и транслирует мысли через призму своего понимания, но не навязывает какую бы то ни было религию или идеологию, он предлагает большое количество вариантов, а вариативность всегда указывает на то, что у любой ситуации несколько путей развития.

Так что могу сказать, что книга «21 урок для 21 века» — это не священное писание и даже не энциклопедия для обязательного чтения, это свободный взгляд на современность, который дает огромное количество сухих, грамотно структурированных фактов для размышления.

Юваля можно назвать философом, он созерцает мир. Этот навык он считает приобретаемым, а не врожденной привилегией лишь некоторых людей. 

Это и есть основное преимущество книги – каждый сам для себя решает, что она для него значит, философия или же только краткий обзор современности. В этом главная идея книги – у каждого есть выбор, значит, у человечества есть перспектива.

Автор – Елизавета Лукьянчук, факультет журналистики ГИТР

Фото автора

—-