Кино на диване: «Солнцестояние»

«Солнцестояние» — пожалуй самый необычный фильм, который мне удалось посмотреть за всю жизнь. На экраны он вышел в 2019 году, но до сих пор завоевывает различные награды. Например, фильм получил номинацию «Лучший фильм ужасов» на премии «Сатурн 2021». 

Хоррор при свете дня

Девушка Дани, и без того с потрепанным психическим здоровьем, переживает семейную трагедию, от этого она впадает в затяжную депрессию. Единственный близкий для нее человек — ее парень Кристиан, который уже давно к ней охладел.

Несмотря на то, что Дани все понимает, она пытается восстановить эти отношения и напрашивается в поездку Кристиана и его друзей в Швецию, где у одного из них своя община, которая каждый год устраивает фестиваль в честь дня летнего солнцестояния. Правда, никто не предупредил героев, что все обряды, принятые в общине, не совсем развлечение для туристов.

Далеко не сразу становится понятно, почему этот фильм — хоррор с элементами триллера: почти все основные сцены происходят при свете дня. Но где-то к середине фильма все встает на свои места. На самом же деле режиссер Ари Астер меняет стандартный вектор развития почти всех фильмов этого жанра. Солнцестояние — не типичный фильм ужасов, это скорее психоделический хоррор с элементами триллера в духе первой работы режиссера — «Реинкарнация».

Несмотря на большую продолжительность фильма — два с половиной часа (а в режиссерской версии почти три часа) автору удается держать зрителя в напряжении с первых минут и повышать его.

После первого просмотра картины не покидает ощущение полной эмоциональной истощённости и усталости, но при этом фильм оставляет зрителя под огромным впечатлением и заставляет размышлять. Именно это и заставляет впоследствии пересматривать картину снова и снова. Выходя из кинотеатра в день премьеры я был в полном недоумении и единственный вопрос, который у меня был в голове — «Что я только что посмотрел?».

Через два дня, так и не осмыслив до конца задумку автора, я пошел пересматривать картину во второй раз, но вопросов стало только больше. В этом, наверное, и заключается весь шарм фильмов Ари Астера. Он один из немногих режиссеров, которые так завуалированно умеют преподнести и без того сложные философские темы, давая тем самым зрителю самому поучаствовать в неком расследовании его основной мысли. 

Определенно хочу порекомендовать этот фильм к просмотру тем, кто любит погружаться в атмосферу фильма по максимуму и осмысливать каждое сюжетное действие, докапываясь до настоящей задумки автора.

Никита Грибков, факультет журналистики ГИТР (ДЖ12)