Георгий Егорычев: «Я не жалею ни одной секунды, что провёл на площадке»

Георгий Егорычев, студент 4 курса ф-та режиссуры  Института кино и телевидения, рассказал для читателей ГИТР-ИНФО о своих впечатлениях о летней практике на съемках сериала «Агентство Антитролль»

Введение

Лето 2022. У каждого этот уже прошедший сезон связан со своими переживаниями, событиями и достижениями. Мне же посчастливилось попасть на съёмки настоящего сериала. Обернулось это бессонными ночами, блужданием по лабиринту МАИ, и знакомством с Синусойдой. Но обо всём по порядку.

Как попал на съёмку?

Началось всё, как водится, с посещение пар по драматургии ТВ форматов к мастеру Елизавете Сергеевне Трусевич. Интересные пары — вроде, много теории, но всё направлено на практику. А под конец мая подходит ко мне Елизавета Сергеевна и спрашивает:

  • Заняты в июне?

-Да вроде особых планов нет  

  • Хотите на практику ко мне на съёмки сериала?

-Конечно хочу. А что делать нужно будет?

  • Дел много. Найдем.

-Могу монтажный лист вести

  • Нет, это серьезная работа, туда с опытом надо

После видеосозвона с продюсером мне выдали хлопушку, маркеры, монтажные листы и доступ к программе Filmtoolz . Так я подписался на съёмки, даже не догадываясь, чем всё обернётся.

Первый день

Первая же смена на 12 часов, несколько локаций, натура и интерьер, в кадре массовка, полиция, собака, а у меня монтажный лист и хлопушка. Вообще есть определенное удовольствие быть просто ассистентом на площадке и особо не волноваться о сроках, постановке кадра, игре актёров. Знай только свою маленькую часть хорошо делай.

Но уже через час скучаешь. Хочется и в сценарий нос сунуть, и актёрам указания дать, и оператора поправить. В общем, взяться по-режиссёрски за дело. А в руках только планшет с монтажными листами и хлопушка.

Тогда вся неуемная энергия уходит на фантазию “а как бы я снимал?”. Думаешь, воображаешь уже кадры, даже какой-то монтаж примерный. А потом глядишь на реальные кадры… да уж, а у меня даже в воображении не так интересно получается. С этого момента начинается слежка. Режиссёр работает, а мы рядом крутимся — смотрим, слушаем, воспринимаем. А работают все на площадке с такой скоростью, что только успевай в монтажный лист записи делать.

К обеду были уже вымотанные, хотелось лечь на травку и так пролежать всю оставшуюся жизнь. Смена локации — маленький подвальный книжный магазин. Набилось куча людей, воздуха мало, пыли много, после дым-машины дальше руки уже не видишь. А дело спорится. И вот уже опять натура и добродушная овчарка Майка, что готова всё отдать за сахарную косточку. Как такая играть будет? Но стоило ей услышать “Мотор, камера, начали!”, как более дисциплинированного актёра ещё поискать.

Под конец первой смены сил не было вообще. И так ещё 11 смен. Но тут открылось второе, а может лучше сказать “киношное” дыхание. Было и легко, и тяжело, и весело, и напряженно, но точно не было скучно. Работа всегда находилась, а в свободную минутку можно за режиссёром посмотреть — там всегда есть, чему поучиться.

Если честно, незаметно прошли оставшиеся смены. Много интересного узнал, но ещё больше нужного по профессии. Только вот рассказывать об этом как-то скучно получается, да и не нужно это. А вот несколько забавных событий можно и рассказать.

Светофор в студию!

По сюжету частенько герои встречаются в кафе Кукарямба. Кстати, с названием связано много интересного, о чём будет подробно рассказано в сериале. А само заведение, хотя и было арендовано реальное, требовало серьезных доработок. Художники-декораторы (кстати, тоже студенты-практиканты ГИТРа) потрудились на славу, но не всё прошло гладко. По задумке в углу зала стоит золотой светофор, которые своими свечением будет передавать характер моментов сцены. Сам светофор приехал черный, а потому его пришлось красить на улице. К счастью, подходящее место было.

Но тут выяснилось, что он неисправен — какие-то проблемы в проводке. А главное, полностью отсутствовал пульт управления. Пока думали, что с ним делать, стало уходить время — аренда в центре Москвы дорогая и время было расписано по минутам. Уже было решили отказаться от светофора, как подал голос звукорежиссёр (он, как правило, дольше всех настраивал капризное оборудование, а потому “поднимал голову” только к мотору). Умелые руки его скрылись в золотом теле светофора. Минутой спустя ассистенту был выдан список необходимых деталей и отправлен в соседний хозяйственный магазин.

Спустя 30 минут напряженного копошения, частично цензурных воззваний к небесам, к светофору и его создателю, случилось чудо — появился зелёный свет. Протягивает звукорежиссёр художникам коробочку с тремя рубильниками. Крутанул один — включился желтый. Крутанул другой — красный. А можно и все включить. Очень здорово!

Поставили светофор в почётный “красный” угол кафе. Шикарно смотрится в кадре. Только вот провод с управлением всего два метра — не было больше. А как переключать, ведь есть общие планы? Тут помогла массовка. Но есть обратный план, где уже видно не со спины, а лицо актёра массовки — пульт не дашь в руки. Тогда на пол положили ассистента. Но оттуда не видно действий героев и как понять, когда переключаться надо. А говорить нельзя — пишем чистовой звук. Помогла та же массовка. Легонько толкали ногой ассистента, а тот переключал свет. Так и работали.

Квартира с клопами и поиск Дедушки

Общага Героя и квартира родителей Героини снимались в старой хрущевке. Центральный коридор с боковыми комнатами смутно ассоциировался с бывшей коммунальной квартирой. 

Заполняя монтажные листы в свободной комнате, обратили мы внимание на книжный шкаф. Столько интересных томиков. Взялся за любимого Шекспира. Отрываю — на первой же странице штамп «Реквизит сериала “Агентство “Антитролль””. Вторая страница с гордым заголовком “Огурцы в теплице — в чём секрет?”. На моей памяти Шекспир такого не писал. В кино всюду иллюзии.

МАИ и Синусойда

Одна из смен проходила в МАИ — пустующие летом величественные лектории и просторные холлы приютили нас на 8 часов напряженной работы. Коридоры, кабинеты, лестницы и переходы запутанным лабиринтом заманивают в самое сердце института. В огромном пространстве залов наша маленькая съемочная группа поначалу было растворилась, но в очередной раз Тамара собрала нас в единый творческий “кино-организм”, где каждый взялся за свою работу. В тот день я мог бы стать звездой кадра — безмолвный студент за дальней партой пытается списать экзамен. Увы, моей напарник отправился встречать по километровому лабиринту-институту актрису, а потому пришлось снова взять в руки уже родную хлопушку.

Толпа на набережной

Одна из сцен снималась вечером на набережной. Легкая проходка Героини под музыку вдоль реки, где в спокойной воде отражаются фонарные огни. Звучит весьма просто. Но сколько людей будет на площадке. Режиссёр, оператор со стабилизатором и механик, фокус-пулер с ассистентом, звукорежиссёр с ассистентом, 2-ой режиссёр, художник, два ассистента режиссёра. Для большей выразительности игры актрисы включили с колонки музыку. И вот вся эта процессия плетётся перед Героиней. Ассистенты стараются отгонять прохожих, которые так и норовят попасть в кадр и испортить дубль. Один раз, ещё один — каждый кадр длится 3 минуты. Оператор уже не может ровно нести камеру, а кадра так и нет. Решение пришло с тележкой механика.

Представляю впечатление прохожих. Гуляешь по вечерней Москве, наслаждаясь прохладой на набережной. И вот на тебя пятится толпа усталых, немного злобных людей. Одного с камерой везут на тележке. Другой идёт с огромной палкой, задрав её над головой. Из колонки играет музыка. На них идёт милая девушка с лёгком желтом платье с пчелками. А ещё несколько человек машут тебе руками, не пускают дальше.

Думаю, для взрослых киношники — весьма странный народ. А вот для детей всё понятно с полуслова, ведь из всех прохожих, испортивших дубли, ни одного ребёнка.

Стена из рентгенов

По сценарию стена кабинета должна была быть вся увешана рентгеновскими снимками. При самых скромных подсчетах необходимо было порядка 200-250 листов. Уж не знаю, где продюсеры добыли всё это, но среди явно человеческих попадались снимки собак, кошек. Особенно удивил рентген красноухой черепашки, позвоночник которой изгибается вдоль поверхности панциря. Думаю, все представляют себе рентгеновский снимок и, что посмотреть его можно только на просвете. А если просто повесить на стену, то он будет выглядеть обычным тёмным глянцевым листом. Для выразительности художникам пришлось сделать фальшивую стену из холстины, за которую поставили световые приборы. Надо отдать должное, сделали они это виртуозно. 

Сама комнатка маленькая, много людей не поместится, а когда ставят камеру, так вообще не пройти. Так получилось, что очередной план полностью блокирует выход из комнаты, а всё свободное место попадает в кадр. Из комнаты выгнали всех, кроме актёров, звукорежиссера, механика за камерой. Последние два заняли всё свободное место, что не попадало в кадр.

А хлопушка? Заранее присмотрел себе место на полу между книгами и фальш-стеной с рентгенами. Мотор, камера, кадр 2, дубль 1, хлопнул. И кошкой бросился на пол за книги. Я то себя воображал почти Синусойдой — лёгкой, гибкой, незаметной. На деле актёры подскочили от грохота падения моего тела на пол. А дальше, благодаря тактичному ору оператора в рацию, я узнал, что как-бы ни старался, из-за книг постоянно торчала то нога моя, то плечо. Правду говорят, что на роль хлопушки надо брать маленькую юркую девушку, а не двухметрового мужика.

Финал

Совру, если скажу, что наслаждался каждой минутой. Было весело и грустно, легко и сложно, скучно и интересно. Ведь меня пригласили в первую очень на практику, где надо было работать, что и делал подавляющее время. Но что могу сказать точно — я не жалею ни одной секунды, что провёл на площадке. Это было настоящее производство, где работали серьезные профессионалы, а мне дали возможность прикоснуться ко всему этому великолепию кинопроизводства. Даже думается, что за эти дни я получил если не больше, то примерно столько же, сколько за целый третий курс. Спасибо съёмочной группе, ГИТРу и особенно Елизавете Сергеевне, что помогли окунуться в удивительный мир кино, где могу заниматься любимым делом.

Надеюсь, Вам понравится кино, что рождалось в таких порой непростых условиях, где вся съёмочная команда выкладывалась по полной для Вашего удовольствия.

Посмотреть 1 серию нашего сериала можно по ссылкам: 

— ВК: https://vk.com/agent_antitroll

— Рутьюб: https://rutube.ru/video/1a1e26cf33a2e387927a437a812d543b/

-Одноклассники: https://ok.ru/group/70000000631779/topic/154547897957859

-Ютуб https://www.youtube.com/channel/UCj_70jfzwCyZctDMhd7OEHQ

Текст и фото Георгия Егорычева