Интервью в гримерке после эфира в ГИТРе

19 октября Яна Климова-Юсупова в рамках первой “Индустриальной среды” в ГИТРе провела для студентов свой мастер-класс. Она молодой режиссёр, который недавно сняла свой первый полный метр. Яна родом из Сибири, о том, как она решилась переехать в Москву и выбрать профессию режиссёра, сегодня в нашем интервью.

  • Я немного изучила вашу биографию, вы из Красноярска. Я тоже оттуда и не могу не спросить, как давно вы там были и скучаете ли вы? 

Я скучаю по родному городу, была я в Красноярске последний раз, честно говоря, давно, порядка трёх лет назад. Из-за большой занятости сложно сорваться и поехать, но я считаю, что наши корни – это то, что неизменно.

  • Вы закончили экономический вуз в Москве, но потом поступили во ВГИК на режиссуру. Почему вы так резко поменяли своё направление? 

Скорее экономический вуз был резкой сменой направления. Дело в том, что, когда я заканчивала школу, это был первый год сдачи ЕГЭ в России. Количество баллов, которые я там получила, позволили мне на тот момент поступить только в этот экономический вуз, который я в итоге и закончила. Это не был осознанный выбор, скорее необходимость куда-то поступить. Но изначально я человек творческой души, а режиссура всегда была тем, чем я хотела заниматься.

  • А вы учились в Красноярске или сразу в Москву переехали? 

Я немножко поучилась на заочном отделение в Красноярске в МЭСИ. Потом я перевелась в Москву, потому что сам институт базировалась там, но переехала я не из-за учёбы. Я работала в Красноярске на радио DFM, но оно закрылось. Я поняла, что это удачный момент, чтобы сделать большой шаг на большую землю.

  • В каком возрасте вы переехали? 

Мне было 19-20 лет, не помню, честно говоря. 

  • И вы одна переехали? 

Да, с чемоданчиком, у меня было 8 тысяч рублей, это ещё зима была.

  • Тяжело было первое время в Москве? 

Конечно, у меня не было ни друзей, ни близких. Семья осталась в Красноярске. Были какие-то очень редкие знакомые, 2-3 человека, у каждого я жила какое-то время. Потом я устроилась на телевидение, вела прямые эфиры, и смогла полностью себя обеспечивать.

  • Премьера вашего полного метра не состоялась из-за текущих событий, есть ли надежда на то, что мы увидим картину на большом экране в ближайшем будущем? 

Мы должны были выйти в кинотеатрах, были уже расписаны экраны по всей стране. Получилось хорошее кино — это не моё мнение, а критиков. Но в последний момент, за две недели до выхода, нам сообщили о том, что фильм снят с проката. Тем не менее, мы выходим на фестивали иногда. Я надеюсь, что в какой-то момент эти негласные запреты будут сняты. Искусство – это искусство, и оно должно быть неприкосновенным, мне кажется, в любых политических обстоятельствах.

  • Вы сами являетесь сценаристом и продюсером своих фильмов, не тяжело ли вам выполнять сразу несколько задач или наоборот облегчает вам работу? 

Хороший вопрос, потому что, мне кажется, в какой-то степени даже проще. Как продюсер ты сам набираешь комфортную для себя команду, своих людей, это важно. И когда они созвучны тебе, с ними интересно и классно работать. А если это твой сценарий, ты сам лучше знаешь, что надо делать. Получается, это такой трёхглавый дракон, который полностью контролирует ситуацию. На самом деле, это классно, у меня не было опыта снимать кино по чужому сценарию или на какой-то студии. 

  • Что вас вдохновило на фильм “Просто человек”, имеет ли это какой-то биографический характер? 

Биографический, честно говоря, не имеет. Но у меня первые два коротких метра и полный метр связаны с изучением отношений внутри семьи. Видимо меня это “триггерит”, почему-то, мне кажется, это важным. Хотя у меня нормально всё с родителями, но мне эта тема кажется очень интересной для изучения. Поэтому я копнула максимально в болевую точку: ребёнок-сирота. Мне кажется, трудно найти более сложную судьбу, чем человек, который вырос в абсолютном одиночестве. Мне было интересно исследовать, что он почувствовал, встретив свою мать, которую он всю жизнь искал. Поэтому не могу сказать, что меня конкретно вдохновило, скорее просто любопытство и интерес покопаться в психологии этой темы.

  • Есть стереотип, что режиссёр всегда мужчина, сталкивались вы когда-нибудь с проблемами из-за этого? 

Мне кажется, это не больше, чем стереотип. Это тяжёлый труд на самом деле, на площадке. Но это абсолютный стереотип, тоже самое, что все актёры или врачи должны быть мужчинами. Поэтому никаких проблем у меня с этим не было.

  • Кто ваш любимый режиссёр? На кого вы ровняетесь? 

Знаете, я ни на кого не ровняюсь. Не могу сказать, что у меня есть прям любимый режиссёр, но мне очень нравится Паоло Соррентино. Я была впечатлена и вдохновлена его картинами. Мне он кажется сейчас самым близким, тёплым для меня режиссёром, которого я готова бесконечно пересматривать.

  • Топ 3 ваших любимых фильма? 

Соррентино — “Молодость”, “Утомлённые солнцем” — Михалков и “Реквием по мечте” Даррена Аранофски. 

  • Что посоветуете будущим режиссёрам? 

Писать свой материал. Не надеяться и не ждать, что кто-то принесёт супер-сценарий и вы станете великим режиссёром. Я всё-таки считаю, что режиссёр – это человек, который может сам писать, это очень важно. Когда ты пишешь, ты снимаешь историю в голове и потом проще перенести её на экран. 

Фото из личного архива
Я. Климовой-Юсуповой

Текст и фото подготовила Ульяна Куприянова, факультет журналистики ГИТР (ДЖ12)