«Невафильм Research» об итогах пятилетнего развития кино в России

Осенью 2022 года российский кинорынок стал принципиально иным. С марта до сентября киноиндустрия прошла стадии отрицания, гнева, торга, депрессии и принятия новой реальности. Исследование Невафильм Research фиксирует события последних пяти лет и отмечает ключевые моменты последней фазы 30-летнего периода развития российской киноиндустрии.

По итогам 2022 года число кинотеатров и залов не сократилось драматическим образом, как того ожидали эксперты после начала репертуарного кризиса весной. К концу 2022 года число кинотеатров даже выросло на 2 %, а число экранов сократилось лишь на 0,6 %. Не слишком отличалось от показателей 2018–2019 и 2021 годов и среднее число залов, которые работали в течение года – 93 % от общего количества экранов на конец года. Однако в 2022 году резко сократилось среднее число сеансов на кинозал в день, опустившись до 3,9 (даже в ковидном 2020-м этот показатель был выше – 4,3). 

Главная стратегия выживания кинотеатров сегодня, таким образом, это сокращенный режим работы, к которому, очевидно, после успешных новогодних каникул января 2023 года российские кинопоказчики вновь вернутся. При этом мы ожидаем, что в общей сложности четверть кинозалов (около 1400), расположенных в 60 % кинотеатров (более 1200), будут действовать при любых обстоятельствах, поскольку или находятся в муниципальной собственности (и из социально-политических соображений их деятельность будет поддерживаться местными властями) или имеют обязательства по репертуарному планированию (в связи с тем, что получили поддержку Фонда кино на модернизацию) и не имеют права закрываться в течение пяти лет.

Более подробно

—-