Кинофорум студенческих работ: Как стать киношником за 7 часов

«Мы можем сравнить себя с производством автомобилей» — с этих слов начался “Кинофорум студенческих работ”. В пятницу 7 апреля в Доме кино прошло два мастер-класса и круглый стол с региональными представителями Союза кинематографистов России. За это время участники форума получили столько же информации, сколько на первом семестре киношного вуза.

На мастер-классе «Кинопроизводство кто и как» Галина Сыцко наглядно показала из чего состоит кинопроизводство на каждом этапе. Она продюсер, преподаватель ВГИКа, участвовала в производстве фильмов «Утомленные солнцем 2», «Книга мастеров» и «12».

Сценарий делится на два вида: scripted и non-scripted — подготовленный и нет. Второе относится к тв форматам и документальным съёмкам, когда на руках только сценарный план. Ни один участник съёмки не знает до конца, что будет происходить в кадре.

О самой кропотливой части процесса участники форума говорили больше всего – монтажно-тонировочный период. Он делится на две части, это работа с картинкой и со звуком. Из этого появляется ещё несколько ветвей: компьютерная графика, исходные обработки, диалоги, музыка, шумы. Эти процессы происходят параллельно и из них получается готовый контент. 

Не стоит забывать, что задача продюсера создать качественный продукт в условиях ограниченных ресурсов. Галина дала пару советов как сократить расходы:

 ⁃ уменьшить количество выходных 

 ⁃ выбрать теплое время года, когда световой день дольше 

 ⁃ если это сериал: привлекать разных сценаристов и режиссеров, чтобы работать параллельно.

Следующий мастер-класс прошёл в формате вопрос-ответ. «Если бы в нашем деле все решалось дружескими связями, то оно бы носило другое название - авторская этика» - главный совет от Екатериной Звегинцевой, который запомнили все участники обсуждения. На повестке дня болезненная тема для работников медиа-сферы: авторское право. Екатерина один из ведущих российских юристов в этой области и преподаватель ВГИКа. 

Для начала разберёмся, кому принадлежит это право.

Художник-постановщик* является автором фильма только в анимационных проектах.

Но есть ещё понятие как смежное право. Своим появлением оно обязано фонографу. Ведь эти права распространяются на, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов и так далее. Вопросов от участников было много, самое главное собрано в следующем топе.

10 неожиданных советов по авторскому праву: 

 1. Ваша идея не защищена, пока не воплощена в реальность. 

 2. Чтобы защитить свой сценарий от переработок и дальнейшего использования без вашего ведома — опубликуйте его как литературное произведение. 

 3. Чем меньше ваш синопсис, тем сложнее его защитить.

 4. Всегда брать письменное согласие, когда вы снимаете героя. Это может быть договор об указании услуг — консультация. Также указывайте гарантии в том, что лицо обладает правом на предъявление вам информации. Такая практика поможет избежать дальнейших возможных проблем, с другими правообладателями на информацию.

 5. Показ картин в вашей работе может быть после согласия музея или фонда, в чей коллекции они находятся. 

 6. Когда оператор подписывает договор на отчуждение прав на свой материал по происшествии времени, он должен учитывать одну оговорку. Она должна позволять ему использовать эти материалы в шоуриллах, на персональных выставках и непосредственно в портфолио. 

 7. «Случайно увиденное, случайно услышанное» — правило распространяется на репортажную съемку общественных мероприятиях. В этом случае не нужно брать согласие у снятых людей (если не крупным планом) и лицензию на использование музыки, которая играла во время съемки. 

 8. Для использования каверов (перепетых треков) нужно договариваться с исполнителями и авторами песен.

 9. Перед тем как брать у наследника интеллектуальной собственности согласие на её использование, убедитесь, что он имеет документ, подтверждающий его наследие.

 10. Использование хроники должно быть согласовано с архивами. 

Полезные ссылки от спикера:

Российское авторское общество (РАО) –  если вы хотите заявить о своём праве, получить консультацию и увеличить свои знания в этой области.

Национальная федерация музыкальной индустрии – узнать какие песни защищены авторскими правами.

Российское общество прав исполнителей (РОУПИ) – защита вашей музыки и консультации.

 “Хватайтесь за любую возможность показать себя” – девиз круглого стола “Региональное кинопроизводство: возможности и перспективы”. Озвучил его Юрий Литвининов, который представлял “Союз кинематографистов” в Подмосковье.

Помимо Подмосковья выступали кинематографисты со всей России: Екатеринбург, Татарстан, Краснодар, Ингушетия, Иркустк, Шахтёрск (ДНР). Из последнего на связи по Zoom было местное министерство культуры. Они рассказали о плотном сотрудничестве с Фондом Кино, конкретно о строительство представительства “Союза кинематографистов” в Донецке. 

Во время обсуждений региональные институты предлагали варианты взаимодействия с молодыми киношниками. Самая интересная прозвучала от участников из Санкт-Петербурга. Они предложили объединяться союзам из разных городов с другими ВУЗами, чтобы отправлять своих студентов на съёмочные экспедиции. Эта идея подтверждает то, что людей в первую очередь объединяет любовь к общему делу. На этом форуме, который будет проходить до 9 апреля, им стало кино.

Текст, инфографику и фотографии подготовила студент журфака ГИТР Ульяна Куприянова (ДЖ12)