Интервью с Владой Лавреновой, чей фильм отобрали на Московский кинофестиваль

Игровой фильм студентки режиссерского факультета ГИТР Влады Лавреновой (ДР53) “Здесь и Сейчас” вошел в один из циклов показов 45-го Московского Международного Кинофестиваля, который начнется с 20-го апреля. Он будет показан в рамках внеконкурсной программы после первой конференции на фестивале. Ниже – интервью с режиссером и сценаристом фильма, Владой Лавреновой (мастерская Ильи Александровича Шерстобитова). Корреспондент ГИТР-ИНФО взял у Влады короткое интервью.

“Когда не замечаешь пространства вокруг”

  • Почему ты решила сделать этот фильм? Как я понял, он очень личный, если не автобиографичный.

Он идет как дипломная работа, и я подумала, что это должно быть что-то значимое для меня. Я долго темы перебирала и решила вернуться на несколько лет назад, в мои 15 лет, – вспомнить тот момент, когда я бросила плавание.  Действительно, тема плавания здесь не случайно взята, я спортсменка в прошлом. Я отдала плаванию больше 10 лет. 

Вообще история – это сублимация моих мыслей на тему спорта. Все внутренние переживания я решила просто перенести на этот фильм. На мой взгляд, он получился очень архетипическим. Он близок, мне кажется, не только спортсменам, потому что все мысли, которые преследуют спортсменов, профессиональных и непрофессиональных, они на самом деле близки людям, которые со спортом вообще не связаны. 

Когда я села за сценарий, мне хотелось понять — что бы я хотела услышать в 15 лет. И история как-то связалась сама собой. Я поняла, что для меня тогда было очень важно услышать мысль о том, что спорт – это не самое главное в жизни, и что есть множество возможностей реализовать себя. 

На тот момент плавание занимало чуть ли не половину моей жизни (то есть у меня все эти дни на протяжении 9 лет состояли только из тренировок). Когда я бросила [плавание], для меня мир открылся заново. Это было несколько непривычным, потому что я в спорте была с 6 лет. После 15-16 лет моя жизнь, получается, кардинально изменилась. Даже спустя столько лет у меня есть какие-то мысли касаемо спорта, которые меня не отпускают и я через фильм решила выделить эту сублимацию. 

  • Не жалеешь, что бросила спорт спустя столько лет тренировок?

Конечно, [тогда] очень жалела. Мне было очень плохо. У тебя меняется круг общения, потому что люди, с которыми ты каждый день виделся на протяжении нескольких лет – их просто нет уже в твоей жизни (многие в разных школах учатся). Я думала, что, возможно, мне нужно остаться, добить до мастера спорта, добить какой-то титул…

Но сейчас, спустя семь лет, я отпустила уже эту мысль полностью и считаю, что вообще ни о чем жалеть нельзя. Нужно просто идти дальше. Я говорю огромное спасибо спорту за то время, которое у меня было, потому что я приобрела бесценных друзей, с которыми общаюсь до сих пор, которые еще в спорте. Это потрясающий опыт жизненный. Даже с учётом того, что я расстраивалась, что у меня не было времени гулять, как у моих одноклассников например, потому что у меня каждый день три тренировки, по субботам тоже. Но я понимаю, что это очень важная часть моей жизни была и остается на самом деле.

  • Забегая чуть вперед: как ты думаешь, каким образом сложилась судьба твоей героини? Похоже ли на твою?

Скажем так, когда писала сценарий, я об этом задумывалась. Но, как мы знаем, у фильма есть три рождения: сценарий, съемка и монтаж. И вот сейчас, смотря на уже готовую историю, мне, наверное, не хочется давать какой-то конкретики персонажу. Мне очень нравится, что история здесь остается с таким многоточием. Очень классно, как люди, которые посмотрели фильм, по-разному воспринимают конец истории. Каждый по-своему предполагает [его значение] и для меня это более интересно – оставить вот такой открытый финал. Чтобы, через год, два, пересмотрев фильм, я как-то по-новому переосмыслила все это. Поэтому пускай моя героиня живет своей жизнью. 

  • Почему вы решили перенести место действия в Тулу?

Я сразу понимала, что не хочу помещать персонажей в рамки столичные (например, не хочу в Москве эту историю создавать). Я начала просто перебирать в голове варианты мест, где была лично.  И вспомнилась Тула. Причем у нас не столько Тула, сколько Тульская область. 

Мне показалось интересным поместить персонажей в такую среду. Во что-то провинциальное, немного даже замерзшее во времени, откуда молодым людям хочется вырваться. Плюс это достаточно атмосферное место, потому что одной из задач у меня было передать атмосферу лета, чего-то такого из детства. Поэтому, обсудив это вместе с командой и мастером, мы приняли решение, что стоит съездить в Тулу посмотреть. Как-то все удачно совпало – мы нашли прекрасный город Щекино и чудесный город Советск, который очень хорошо отражает смысл своего названия , [где] замерзшее время абсолютно. Мне очень понравилось как это будет вместе смотреться, как будут в этой локации раскрываться герои. В целом, история очень хорошо легла под данный сеттинг. Мне не хотелось следовать каким-то заезженным темам типа «где родился, там и пригодился», нет, скорее, в данной истории я дала два варианта развития событий, где у нас одна героиня все же решает уехать из города, а вторая явно остается. Здесь превалирует мысль о том, что не сколько город влияет на тебя, сколько ты влияешь на город. В каждом месте можно раскрыть свой потенциал.

  • А было еще что-то на примете, кроме Тулы?

Да. Мы еще рассматривали вариант съемки в Твери, но просто Тула мне кажется более живописной в плане природы, а там [в фильме] все-таки природа тоже играет немаловажную роль. Мы по этой причине остановились на Туле. Тверь более болотистая что-ли, а Тула посимпатичней. 

  • А почему так важна роль природы? Это же не просто фон, правильно?

Да, у нас есть небольшая закольцовка. История начинается с природы и ей завершается. В первой сцене, где мы впервые встречаем героиню, она идет сквозь лес. Это был обыденный путь для нее, где она не замечала пространства вокруг. А во-вторых [пространство] еще зажимает ее как-то. На протяжении всей истории героиня зажата в обстоятельствах. Но в конце, когда рамки экрана разъезжаются с формата 4:3 на 16:9, она едет по широкому полю, что в данном случае символизирует ее внутреннюю свободу и начало обретения гармонии. Поэтому природа здесь больше символизирует свободу. Особенно в финальной сцене.

  • В твоем фильме есть сцена, где героиня во время перерыва обедает. Было важно, что она ест?

Я отталкивалась от того, что я ела в перерывах между тренировками. У нас были овощи, макароны и курица отварная. Как таковой значимости того, что она там ест не было, потому что такого строгого питания придерживаются более профессиональные спортсмены, а она не до такой степени профессионал. Поэтому я просто взяла тот рацион, который у меня был на момент занятия спортом. 

  • Похоже на макароны по-флотски. 

Там макароны, но с овощами. Я уже не помню, если честно.  

  • Почему героиня дружит с такой назойливой подругой?

Это кстати одна из основных идей фильма, о которых я хотела бы поразмышлять – это вопрос взросления и дружбы. Тут это дружба, которая зародилась где-то в детстве и растянулась до сегодняшнего дня. Но все-таки люди со временем меняются. Ты ребенок и ты, ближе к 20 годам – это два разных человека. Мне кажется, что просто они обе поменялись, возможно этого не заметили. Изменились интересы и поведение. Дружба держалась скорее на каких-то старых теплых воспоминаниях о чем-то детском, но [они] просто переросли это. По этой причине в конце есть сцена, где они с улыбкой на лице, но все-таки разъезжаются. Мне кажется нет ничего плохого в том, что люди иногда расходятся. Это бывает абсолютно со всеми. И это прекрасно – вспоминать с теплым чувством то прекрасное время, которое ты провел с этим человеком.

            Кстати, ты указана в актерских титрах…

Я долго думала, вписывать себя или нет, но решили за меня. Я там озвучиваю небольшой момент, где героиня стоит в душе и слушает закадровое сообщение от другой девочки. Я там говорю. Просто такая небольшая эпизодическая роль. Сложно было найти актера на эту фразу и поэтому я решила озвучить сама. 

  • А более актерское камео ты бы хотела сделать?

Мне в принципе очень давно импонирует актерское мастерство – это вообще другая стезя. Но желание когда-нибудь сыграть где-то… не уверена насчет своего фильма, потому что мне пока сложно представить как руководить процессом, когда ты находишься внутри кадра. Ты думаешь об одном и при этом контролируешь все за кадром. Это сложная работа, я руку еще не набила. Но, опять же, это очень интересный опыт. Я восхищаюсь режиссерами, которые и играют главные роли, и режиссируют фильмы потрясающие. Но если понадобится сыграть кого-то, то я с удовольствием это сделаю.

  • Какие сложности вас ожидали при съемках в бассейне?

Во-первых очень много времени занимал поиск бассейна. Каждый бассейн подходил, но нам нужен был определенный, так как у нас история разворачивается в пространстве с советским стилем – искали соответствующее место. Снимали летом, а летом многие бассейны любят воду спускать и набирают ее ближе к сентябрю, но нам нужно было снять это как можно быстрее. По итогу все съемки [в бассейне] перенесли вообще на декабрь. 

Мы нашли прекрасный бассейн (в Подмосковье уже правда). Он прекрасно подстроился под атмосферу всего фильма, который мы сняли мало того что летом, так еще и в другом городе. Все актеры, которые участвуют у нас в съемках – все спортсмены. То есть даже актриса, которая играет тренера, она тоже спортсменка бывшая. Главная героиня тоже. Поэтому как таковой сложности в работе с актерами у меня не было, потому что по сути они делали то, что делают каждый день. Работа складывалась очень хорошо. 

Наверное, ключевой проблемой было то, что все эти сцены нам нужно было снять за один день –  за одну смену. Мы приехали очень рано и все снимали очень быстро, в сжатых обстоятельствах. Из-за чего лично я переживала… забавно получилось, что моя предыдущая работа была снята с темой воды, и эта тоже, по сути, [связана] с водой. А у нас оператор боится глубины. Я боялась за Дашу, потому что она может где-нибудь поскользнутся, упасть, тем более она с камерой ходит, держит ее в руках – вот за этот момент я переживала. А так, в целом, надо было это уложиться в срок, чтобы успеть снять все сцены. А они достаточно объемные, особенно с соревнованиями. Но мы справились просто блестяще, на мой взгляд, со всеми факторами, которые у нас были. 

Интервью взял Артём Николаев, факультет журналистики ГИТР ( ДЖ21)