Легендарное произведение Александра Дюма уже 15 лет с успехом идёт в Московском театре оперетты. Для зрителя открываются тайны мистического замка Иф, который наполнен страданием, горем и безысходностью его обитателей. Но через несколько секунд кромешное царство превращается в красочный карнавал, рискующий скрыть преступления, совершаемые врагами Монте-Кристо.
Изначально блестящий роман французского писателя Александра Дюма после просмотра мюзикла оставит в каждом частичку азарта к приключениям. Ведь то, что совершал Эдмон Дантес, действительно непостижимо. Во время прочтения возникает сначала образ простого парня, а потом, под тяжестью испытаний, он превращается в таинственного «фокусника», который до самого конца произведения не раскрывает всех тайн. Именно такого мужественного героя удалось воплотить Дмитрию Ермаку (роль Эдмона Дантеса исполняет Игорь Балалаев), работая с режиссером-постановщиком Алиной Чевик в мюзикле «Монте-Кристо».
Несмотря на то, что уже ранее его ставили в театрах Италии, московская премьера состоялась в «Московском театре оперетты» в 2008 году. Это не единственная блестящая инсценировка Алины Чевик — за её плечами – «Анна Каренина» и «Граф Орлов». Неспроста зрителей так очаровывают её постановки. В каждую работу Алина Чевик буквально вкладывает душу. «Актёры – это мои глаза и уши» — выразилась однажды режиссёр-постановщик.
С самого начала мюзикл притягивает внимание зрителя и не отпускает до его завершения. Ведь в каждую секунду на сцене может произойти тысяча неожиданных событий. Когда перед публикой появлялись акробаты, бросало то в мурашки, то в жар. Настолько это было феерично, иногда хотелось, чтобы они снова и снова повторяли трюки. Постановщик трюков паркура — Олег Краснянский (он основал первую в России команду по паркуру).
Этот мюзикл собрал в себе настоящую радугу творчества. Здесь удивляют не только смелые воздушные гимнасты на канатах, но и изящные балерины, пленяющие своей грацией и утончённостью. Мизансцена с юной Гайде, которую играет Диана Савельева (эта роль также принадлежит Карине Асирян) была наполнена духом Востока. Настолько красиво вокруг нее, словно как змеи, извивались гибкие танцовщицы. Над пластикой артистов поработала хореограф-постановщик Ирина Корнеева (познакомиться подробнее с творчеством Корнеевой можно на мюзикле «Граф Орлов»).
Разумеется, помимо завораживающей хореографии восхищал вокал артистов и динамичная рок-музыка, дополняя друг друга, они как будто были одним целым, настолько тонко были переданы публике страх и горе, удовольствие и азарт. Запали в душу исполнения песен Максима Новикова, которому досталась роль хитрого Фернана (в другом составе его играет Дмитрий Ермак). Уже в голосе артиста ощущаешь коварство героя и подсознательно чувствуешь к нему отвращение. Над атмосферой мюзикла работал автор либретто Юлий Ким (также трудился над мюзиклом «Анна Каренина») и композитор Роман Игнатьев (участвует в мюзикле «Анна Каренина» и «Граф Орлов»).
Но не только вокал взбудораживал интерес зрителя. Костюмы и «многогранные» декорации отражали расположение духа героев. В первом акте, когда повествовалось о беззаботной жизни молодых влюблённых, на актёрах были белоснежные костюмы, напоминающие облака. Их всё время сопровождало спокойное море, которое несло счастье и умиротворение, а вокруг проплывали белоснежные парусники. Но через несколько минут кораблики «трансформировались» в суровые стены замка Иф. В такие томящие моменты, море на себя брало всю ответственность горя. Оно начинало бушевать и зловеще пенится, а с неба лился дождь, и виднелись мрачные тучи.
С моей точки зрения, самый эмоциональный момент был, когда Эдмон освобождался от «оков» замка Иф. Перед зрителем представал «морской» занавес, сквозь который актер выплывал на свободу, хотя тут лучше сказать – «летел» к свободе (за такое эффектное воплощение хочется поблагодарить художника-постановщика Вячеслава Окунева).
Во втором акте, чтобы тоже показать душевные перемены героев, на артистах сияли красивые костюмы бордовых и синих тонов, словно одежда была зеркалом эмоций. Хочется подметить интересную деталь, что Валентина и Альбер всегда были в костюмах пастельных оттенков, что говорило об их невинности, молодости и еще непонимании все настоящих хлопот жизни.
Конечно, не получилось бы такого шедевра без блистательной игры актёров! Ольга Беляева, исполнившая Мерседес (также она задействована в мюзикле «Анна Каренина»), будто «росла» походу происходящих событий. Если вначале мы видим нежную девочку, то в кульминации перед нами предстаёт женщина. У артистки уже иная походка и совсем не узнаваем голос, ощущается, что это уже «другая» актриса.
Монте-Кристо навсегда останется мировой классикой, которую захочется прочитать и через десятилетия. Также и этот мюзикл никогда не потеряет актуальности. Его, как и книгу, можно пересматривать миллион раз, и каждый будет по-своему примечателен. Так прекрасно, что теперь есть возможность увидеть своими глазами воплощение этой истории на сцене.
Впечатления от мюзикла изложила Мария Морозова, факультет журналистики (ДЖ12)
Фото с официального сайта Московского театра оперетты
—