Всем нам известна аббревиатура ООН (UN). Это организация, которая регулирует конфликты между воюющими сторонами. В ООН входит 193 страны. Россия – одна из них – учредитель ООН в 1945 году. В 1973-м была организована первая советская группа миротворцев.
Корреспондент Гитр-инфо Маргарита Мордашева взяла интервью у человека, который стоял у истоков российской миротворческой деятельности.
«Нет блага в войне — nulla salus bello»
Исаенко Анатолий Иванович, подполковник в отставке, выпускник Военного института иностранных языков 1968 года, владеет тремя языками — английским, итальянским и арабским. Входил в первую группу советских военных наблюдателей ООН, военный эксперт по миротворческим операциям, общественный деятель. Написал более 100 статей и очерков на миротворческую тематику. Награждён медалью ООН «На службе мира».
- Анатолий Иванович, расскажите, пожалуйста, как вы оказались в составе первых советских миротворцев?
Участие советских военнослужащих в операциях ООН по поддержанию мира началось в 1973 году. На Ближний Восток была направлена первая группа офицеров. Нам предстояло вести наблюдение за прекращением огня в зоне Суэцкого канала и на Голанских высотах. В Генеральном штабе рассмотрели картотеку. Из пятисот человек выбрали тридцать шесть, и я попал в эту группу военных наблюдателей. Включение наших офицеров в орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) явилось глубоким дипломатическим прорывом.
- В чём заключалась ваша деятельность?
Руководство миссии всегда подчеркивало афористическое выражение: «Военные наблюдатели – глаза и уши Совета Безопасности ООН».
Рабочий язык миссии – английский. Письменная работа: оформление документов, заполнение журналов, представление докладов. Устный английский: радиообмен, доклады, заявки, разговор с постами, патрулями и со штабом. Умение водить машину в условиях пустыни и по дюнам.
- Как проходили ваши дни на службе?
На наблюдательных постах дни проходили так: в семь утра подъем, связь с контрольным центром. Потом готовили завтрак, брали что-то из еды в дорогу. Позже отправлялись на патрулирование — 5 км в одну сторону, столько же в другую. Патрулировали вдоль песчаного вала, за которым с одной стороны находились израильские войска, с другой — египетские. Если замечали перестрелку, то докладывали в контрольный центр. Спали на раскладушках, голубой шарф «ооновцев» не снимали даже во время сна. Иностранные коллеги говорили, что это наш оберег.
- Как местные жители относились к миротворцам?
Местные относились к нам хорошо и в Египте, и в Сирии. Вообще большинство охваченных войной стран рады появлению миротворцев. Правительства, как правило, сотрудничают с наблюдателями и помогают им. Опасность чаще исходит от разных вооруженных формирований и террористов, вот от них можно ожидать что угодно.
- Каков риск для миротворцев при нахождении в зоне боевых действий?
Риск на такой службе всегда есть, но мы придерживались строгих инструкций — патрулирование только по определенным дорогам и проверенным маршрутам. Были случаи, когда миротворцы подрывались на минах, но, к счастью, с нашими такого не случилось. Лишь однажды на юге Синая, когда миротворцы возвращались в свой батальон, их автомобиль столкнулся со встречным грузовиком. Тогда один из советских наблюдателей получил серьезную травму, пришлось отправлять его в госпиталь.
- Расскажите о каком-нибудь запоминающемся событии, которое произошло с вами во время службы?
Таких событий несколько: поиск останков погибших на Синайском полуострове в Египте. Демаркация (определение границы -прим. автора) линии разъединения войск. В своем дневнике я записал:
«4 марта 1974 года на Синае закончился последний этап разъединения войск. … Командир танковой дивизии генерал Шарон покидал Синай, а русский капитан садился в танк, чтобы проложить под флагом ООН демаркационную линию».
- Какие награды вы имеете?
За участие в боевых действиях в зоне Суэцкого канала в 1970 году награждён медалью «За боевые заслуги», также имею медали ООН «На службе мира», «60 лет ООН», «За миротворческую деятельность». За цикл журналистских работ на историческую и миротворческую темы награждён памятным знаком имени фронтового корреспондента Константина Симонова.
- Как вы прокомментируете текущий конфликт между Израилем и Палестиной?
Конфликт продолжается сто лет. Нынешние боевые действия длятся более трех недель, ежечасно гибнут люди. Количество погибших и раненых исчисляется тысячами. Нет оправдания терактам и жестокости. Конфликт скоро не закончится. Стороны настроены решительно, как в древности: «Карфаген должен быть разрушен».
- Какова роль ООН в Палестине?
На Ближнем Востоке в прошлом веке на глазах моего поколения произошло четыре арабо-израильских войны: 1948, 1956, 1967 и 1973 годов. ООН была задействована в урегулировании конфликтов – с участием как «голубых беретов», так и «голубых касок». ООН занималась рассмотрением вопроса о Палестине, начиная 1947 года. План ООН по разделу Палестины принят 29 ноября 1947 года резолюцией № 181 Генеральной Ассамблеи ООН предусматривал прекращение британского мандата в Палестине с 1 августа 1948 года и рекомендовал создание на её территории двух государств: еврейского и арабского. Интересно, что описание границы арабского государства дано на 150 строках: «Территория Арабского государства в Западной Галилее граничит на западе Средиземным морем, а на севере с границей Ливана от Рас эн Накура до пункта к северу от Салиха. Оттуда граница следует в южном направлении …». Границы еврейского государства изложены на 15 строках.
1948 год был трудным и трагичным для Палестины. Война “распилила” Палестину. Только в 1948 году Совет Безопасности ООН (СБ ООН) принял 15 резолюций по Палестине. Еврейское государство было создано, а арабское нет. В мае 1948 года арабы вторглись в Палестину. Израиль выиграл войну. Египет удержал сектор Газа, а Иордания удержала западный берег реки Иордан. Такое положение сохранялось до 1967 года. В 1967 году в результате третьей арабо-израильской войны Израиль оккупировал всю Палестину.
- Вы являетесь членом Императорского палестинского общества?
Да, я являюсь одним из 12 старейших действительных членов Императорского палестинского общества с 1981 года. Палестина не забывается. В прошлом веке, находясь на Ближнем Востоке почти десять лет, я видел много пальм, а пальмовая ветвь – символ мира. Хочется закончить разговор словами М. Ю. Лермонтова: И пальма та жива ль поныне? Все также ль манит в летний зной Она прохожего в пустыне Широколиственной главой? Нет блага в войне — nulla salus bello. Пока не решена палестинская проблема, не может быть мира под палестинскими оливами.
Интервью взяла Маргарита Мордашева, факультет журналистики ГИТР
Фотографии из личного архива Исаенко А. И.
—