26 января в Москве состоялась XXII торжественная церемония вручения премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел». В главной номинации Лучший фильм победила картина режиссера Бориса Хлебникова «Снегирь». Всего лента удостоилась 4 наград, столько же получила военная драма «Праведник» Сергея Урсуляка, включая приз за Лучшую режиссерскую работу.
«Мне кажется, успех картины связан с тем, что в этом киновысказывании мы видим себя, свой народ. Ну и, конечно, с режиссером Борисом Хлебниковым. Хлебников – стержень. И не только нашего фильма, но и в какой степени всего нашего кинематографа. Он вырос до большой национальной величины кинохудожника», – сказал продюсер фильма «Снегирь» Сергей Сельянов, получая награду.
Хотя фильм и снят по мотивам книги Георгия Владимова «Три минуты молчания», написанной в 1969 году, от повести, по признанию Сельянова, здесь мало что осталось. Это история двух студентов мореходного училища, которые отправляются в свой первый рейс на рыболовном судне «Снегирь» в компании недружелюбных моряков. Море изменчиво, и шторм – не главное испытание, которое ждет команду корабля.
Фильм «Праведник» о подвиге Николая Киселева, офицера Красной Армии, который в августе-октябре 1942 года спас 218 советских евреев, отметился также наградами в номинациях Лучшая операторская работа (Михаил Милашин) и мужские роли: приз за Лучшую мужская роль в кино взял Александр Яценко, а за роль второго плана – Евгений Ткачук. Из трех номинаций в разных категориях в этом году Яценко стал победителем в двух.
По две награды получили картины «Хитровка: знак четырех» Карена Шахназарова и «1993» Александра Велединского.
Лучшим онлайн-сериалом стал «Фишер», а премию Лучший актер онлайн-сериала разделили Иван Янковский и Александр Яценко, причем в этой категории вариантов, что кто-то из Янковских не получит приз просто не было.
«Что может быть веселее, чем быть номинированным с самим собой, да еще и со своим отцом. Думаю, что этот день я не забуду никогда. В прошлом году мне досталось от папы за то, что получил своего четвертого Орла, а в этом году я мало того, что получил пятого, так еще и обошел его в номинации! Пап, прости», – обратился Иван Янковский к отцу Филиппу, сидящему в зале.
Памятным этот приз стал и для Сергея Безрукова. Он получил Золотого орла в той же номинации – Лучшая мужская роль на телевидении – только 20 лет спустя. Первая его награда была за роль в телесериале «Участок», на этот раз – в проекте «Бизон: дело манекенщицы» (ставший в этом году и лучшим тв-сериалом): «В 2004 году я получил приз за роль лейтенанта, спустя 20 лет, в 2024, – за роль майора, есть надежда, что еще спустя 20 лет я получу награду за роль генерала».
Специальную премию к 100-летию Мосфильма за вклад в киноискусство вручили генерального директору киноконцерна, режиссеру Карену Шахназарову: «Половину из этого столетия я проработал на студии, и современный Мосфильм сильно отличается от того, что был в мои первые годы здесь. Необыкновенные художественные идеи рождались в этих стенах, в то время здесь работали Шукшин, Бондарчук, Тарковский, Михалков, Кончаловский, Данелия, Гайдай, Озеров, Шепитько и другие. Феномен советского кино заключается в том, что у него был свой своеобразный стиль, хотя создавали его очень разные художники. И я мечтаю, чтобы это вернулось и в российское кино, и на Мосфильм».
Также награду за вклад в российский кинематограф получил Анатолий Мукасей – легендарный советский и российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РФ. Он создавал кино с такими режиссерами, как Эльдар Рязанов, Ролан Быков, Александр Зархи и многими другими.
Специальную награду – Золотого орла за полет в космос – получила актриса Юлия Пересильд. В 2021 году она вместе с режиссером Климом Шипенко отправилась на Международную космическую станцию для съемок фильма «Вызов».