Спектакль почти без слов, герои без биографий. В театре «Около дома Станиславского» уже 30 лет подряд играют постановку «Русская тоска» в самопровозглашенном жанре ностальгическое кабаре. Рассказывает Дарья Патенко, студентка факультета журналистики ГИТР.
В центре спектакля не событие, а скорее его ожидание. Как говорит режиссер театра «Около» Юрий Погребничко, который тоже играет в спектакле: «Театральный акт – это просто медитативный акт, круговой такой, в нем участвуют и актеры, и зрители».
С первых секунд спектакля зритель понимает, что постановка не обычная, не классическая: герой Юрия Погребничко, дедушка Юрий, осторожно и медленно открывает занавес и уходит. На сцене минимум декораций: кирпичи в углу, скамейка посередине, цветы на потолке и большой чемодан. Выходят актеры Наталья Рожкова и Николай Косенко и начинается как раз-таки та медитация, о которой говорит Погребничко.
Голос Натальи Рожковой поражает: она прекрасно стилизует романсы 30-х и 40-х годов, драматически обыгрывает каждую песню. Николай Косенко аккомпанирует ей на гитаре и баяне. Единственный герой, у которого в спектакле есть реплики – конферансье в исполнении Дмитрия Богдана. Он объявляет номера, шутит, переиначивает строчки из звучащих песен, — и все это обращаясь к зрителю.
На протяжении всего спектакля действия героев, а в особенности конферансье, смешат зрителей, музыка вызывает улыбку, и название спектакля «Русская тоска» кажется странным. Однако лейтмотивом постановки являются те самые цветы на потолке. Между песнями, музыка замолкает, свет затухает, подсвечиваются цветы, на которые долго смотрят герои. Но потом все встает на свои места и снова играет музыка. И так несколько раз. Герои как будто резко вспоминают какую-то мечту или свое прошлое, или задумываются о жизни. И это вырывает их из веселого состояния. Возможно это и символизирует ту самую непонятную и необъяснимую русскую тоску.
Самым интересным героем можно назвать ангела, которого играет Иван Игнатенко. На нем шапка ушанка, старые сапоги, а за спиной две дощечки, словно крылья. Он несколько раз появляется на сцене, встает на скамью, смотрит вверх и… прыгает, как будто хочет взлететь. Спустя несколько безрезультатных попыток, он поворачивается, чтобы уйти со сцены, и мы видим, что на крыльях большими буквами написано «ТОСКА-ТОСКА».
Советские песни, звуки баяна, игра конферансье на валенке, словно на балалайке – все это уносит зрителя куда-то далеко. Спектакль – путешествие в прошлое. Отсюда и название жанра «ностальгическое кабаре». В зрительном зале чувствуешь, что ты не просто смотришь игру актеров, а принимаешь участие в их маленьком концерте. Как говорит режиссер: «От зрителей много зависит — по сути они равны с актерами». Спектакль «Русская тоска», как и остальные постановки Погребничко, прекрасно доказывает, что даже без слов и событий на сцене можно заворожить зрителя и удержать его внимание.
Автор: Дарья Патенко, факультет журналистики (группа ДМ11)
Автор фото: Виктор Пушкин (www.okolo.ru)
—