Для студентов-третьекурсников продюсерского и журналистского факультетов был организован мастер-класс с руководителем отдела производства Старт продакшн (компания по производству контента для платформы СТАРТ, телеканалов СТС, ВГТРК и фильмов YBW) Юлии Владимировны Левченко.
Обсудили все запреты по авторскому праву — как не попасть на деньги и ничего не своровать. Как придумать, снять и сдать на платформу ваш продукт — без возврата канала и без штрафов от ФАС и родственников автора!
Ниже представлены некоторые тезисы этого мастер-класса:
- «Сегодня по факту дешевле сделать все фото, видео, псевдо архивные кадры для ваших фильмов самим: нанять массовку, получить договор от фотографа и согласия от всех участников в кадре».
- «Фото банки — не выход, так как они дают право только на изображение как продукт. Например, взяли для фильма в фотобанке фото Аллегровой, а она как личность не даёт разрешение на изображение! В итоге перед эфиром срочно меняли Аллегрову на Апину, которая соглашение на изображение дала. Но ещё и соглашение от фотографа нужно получить. Фотобанк пишет всегда в условиях договора, что он лишь поставщик фото и вы сами должны получить разрешение от лица, изображённого на фото и от фотографа/оператора, который произвел контент».
- «Школьный класс аля 1965 год теперь точно дешевле сфотографировать самим, чем у кажого получить разрешение. А вот если вы берете фото туземцев, то берете на себя все риски, понимая, что вы их не найдете и они скорее всего не обратяться в суд».
- «С любого актёра берите отдельный договор об использовании их бытовых фотографий для промо фильма, так как по актерскому договору вы можете использовать только фото из вашего фильма, когда актер в образе. Детские фото или фото их других проектов можно брать только после получения согласия от фотографа и компании производителя этого контента. Даже личные фото актеров, снятые на другом шоу или другим человеком — требуют письменного разрешения».
- «Личные фото родственников, которых вам дают ваши герои тоже обязательно для эфира подкрепляются договором, что герой несёт ответственность за предоставленные фото. Иногда там может быть изображен чужой человек, который случайно попал в кадр и он может быть против своего использования, его лучше заблюрить.
- «Каждое фото Гагарина стоит 10.000 долларов, так как он теперь товарный знак. Киркоров или любой другой селебрити — товарный знак.
- «Майку Акинфеева показать нельзя, так как там есть логотипы Хендай и Аэрофлота. Эти бренды должны заплатить за рекламу — так как ФАС оценит их как продукт-плейсмент и выставит штраф».
- «Комната девочки из 90-х для сцены фильма была украшена художником-постановщиком тремя афишами на стене: фото Цоя — пришлось выкупать у сына Цоя — только он даёт право на личность и получить у фотографа — право на фотографию. Для размещения фото группы Чайф — пришлось взять согласия от всех участников группы и разрешение у фотографа. А вот фото Гребенщикова пришлось блюрить, так как к моменту выхода в эфир он был признан иноагентом!!!»
- «Запомните – большую часть фотоматериалов для фильмов все продакшены теперь делают сами на этапе подготовки. Нанимают массовку и снимают реконструкции кадров для оформления, в итоге по сравнению в оформление прав это обходится в разы дешевле».
- «На стоках, кстати, есть регистрация — личная или от организации. Личная стоит дёшево, но там есть пометка в договоре, что всё предоставляется без коммерческого использования. Для сравнения одно фото стоит 5 долларов, если подписка личная личная, и 50 долларов для организации, но тогда можно использовать в коммерческом проекте. В итоге сегодня на 1 проект только на фотобанки производящие компании выделяют 1 млн из бюджета фильма».
- «Бесплатные фотобанки часто воруют фото с Шатрстока, поэтому нельзя брать от туда материалы. Нужно разрешение оформить и заплатить за каждое фото».
- «Получить разрешение на обложку книги невозможно, как и на этикетку на бутылках. Проще нарисовать свою для фильма! Газету тоже нельзя взять и использовать, рисуйте свою».
- «И нельзя чтобы вы переработали логотипы, и осталось похоже на оригинал по шрифтам и цветам. И произносить нельзя похожие наименования, как например случай с Озоном«.
- «Картины известные нельзя использовать в фильмах без разрешения, так как есть музейное право. Например, картина на стене «Три Богатыря» обошлись в 168 тысяч Третьяковке и за показ их здания денег взяли — так как это их бренд музея. Скульптуру Давида в Пушкинском музее — нельзя снимать и показывать для фильмов — так как его оригинал в Италии, поэтому от них нужно разрешение! Эрмитаж отдает разрешение на использование в фильмах их картин по 20.000 рублей, а Берлинский музей за 1.000 евро.
- «Собор Парижской Богоматери, храм Василия Блаженного — нельзя без разрешения показывать».
- «Детские рисунки нельзя брать из интернета, берите маму и ребенка и получите разрешение лично».
- «Дом Максима Галкина — вход в дом украшен горгулями — и нужно было получить разрешение от скульптора!!!»
- «Любой чертеж или эскиз нельзя снимать без получения разрешения архитектора».
- «Фотороботы подозреваемых нельзя брать, их нужно разработать самим, так как могут обвинить невиновных людей».
- «Татуировки снимать нельзя — их обязаны замазать или получить от художника разрешение. И запрещённую символику в России показывать нельзя, например звёзды или свастику».
- «Номера машин показать нельзя, так как у них есть владельцы, нужен договор с владельцем, или пробивать номер по базе».
- «Смайлик — это торговая марка и контракт на его использование стоит от 150-200 тыс. Киношники их не интересуют и претензии никто не выставляет. У Айфона и андроида разные виды смайликов. Так что рисуйте свои смайлики!»
- «Мессенджер-приложение показывать нельзя! Это объект авторского права. Рисуйте свой. Декорации других проектов тоже показать нельзя без согласия».
- «Картинки и видео от нейросети сейчас требуют особого внимания. Ми джор-ми даёт подписку про или мега— только для коммерческого использования! Нейросеть иногда ворует изображение у оригинала, и у него есть художник. ИИ перерабатывает часто известные картины и если они узнаются, то нужно брать 2 разрешения у музея на использование картины и на ее переработку».
- «С государственной символикой любой страны работайте аккуратно, ее можно использовать, если вы не оскорбляете честь и достоинство страны!!!»
- «В фильме «Последний богатырь» для дизайна костюмов заключалось более 3-х договоров — узор на костюме — 1 договор, создание вышивки — 2 договор, разработка эскиза костюма — на общий дизайн — 3 договор, пошив костюма – 4 договор».
- «Используя одежду из массмаркет помните, что известные логотипы, шрифты и принты нельзя использовать».
- «Использовать форму полиции, органов безопасности, МСЧ, космонавтов или подводников нельзя, если в сюжете фильма они выставлены в плохом свете. Нельзя пить и плохо себя вести в государственной форме!»
В итоге пришли к выводу — использовать можно для фильма всё, но только с очищенными правами.
Специалиста группы компаний «Старт» пригласила мастер продюсерского факультета ГИТР Андреянова Ольга Александровна.
Мастер-класс состоялся в рамках мастерской Глебовой И.С. Драматургия ТВ форматов.
Текст и фото Ирины Сергеевны Глебовой
—