В последнюю неделю августа в Москве проходила Московская международная неделя кино, организованная департаментом культуры города Москвы. Практически все ключевые площадки города были занята под программы , посвящённые кино.
Я был на одной из них. Она проходила в Московском центральном деловом пространстве, куда съехались деловые представители российской киноиндустрии, а также представители киноиндустрии из других государств, чтобы обсудить международную повестку развития кино и конечно место в ней России. Конечно же целыми делегациями приехали представители стран Азии, Ближнего Востока, Африки, СНГ, Латинской Америки, сопровождались они на уровне послов. Представители США и ЕС тоже были, но это приехали отдельные люди и их было очень мало, которым интересно кино в России.
Международные делегации кинематографистов хотели на этом форуме подлиться своим опытом развития киноиндустрии, установить полезные международные связи для реализации международных проектов и привлечения иностранных съёмочных групп в свои страны.
Открытие форума началось с того, что представитель департамента культуры Москвы Алексей Фурсин и создатель агентства JM Create and Connect , занимающегося развитием международного партнёрства в сфере креативных индустрий, Евгения Маркова обсудили с представителями развитие креативных индустрий в Панаме, Казахстане, ЮАР, Азербайджане, Индии, Белоруссии, Бразилии, Никарагуа и Киргизии.
О России было сказано, что креативная экономика поменяла свой ориентир, и то что зрители стали меньше смотреть контента из США и ЕС, а больше переключились на отечественный контент, а также контент Турции, стран Азии и Латинской Америки.
То что как сама Москва активно развивается как киноплощадка, привели в пример кинопарк «Москино». Иностранных представителей возили в кинопарк. Представитель ЮАР продюсер Гари Хофман отметил, что кинопарк Москино очень напоминает Кейптаунский кинопарк.
Вернёмся к развитию креативных индустрий в других государств. Панама, например, находится в своём начале развития креативной индустрии и во многом зависит от США. Государству нужны иностранные инвестиции, на развитие креативной индустрии.
Очень сильно развита креативная индустрия в Казахстане, это и заметно — казахский сериал «Штурм», покоривший мир, певец Димаш Кудайберген ставший мировой сенсацией и диджей Imanbeck , номинированный на «Грэмми». Индустрия в Казахстане более развита нежели в России. На территории Казахстана много зданий госпочты, которые были преобразованы под хабы для креативщиков. Фонд креативных индустрий не используют бюджетные деньги, все деньги идут от Национального лотерейного фонда. Цифровизация, система мониторинга акубов в Росси насчитывает 5, в Казахстане 15. В Казахстане вся музыка, даже в кафе имеет авторские права, позволяющая зарабатывать деньги музыкантам.
50 миллионов долларов заработала киноиндустрия ЮАР за последнее время. Креативная индустрия ЮАР очень много приносит денег государству, но очень зависит от внешних вызовов и глобальных тенденций. ЮАР создала возможности для сотрудничества на всех континентах.
Азербайджан является малой страной в развитии креативной индустрии и в приоритете ставит создание единого маркета. Там меняется парадигма — творцы раньше ориентировались на господдержку, сейчас всё смещается на частный сектор. Там также как и в Казахстане создаются национальные хабы, институциональные возможности. Новые молодые проекты могут через средства инкубации, акселерации доходить до реально конкурентно способных.
Много российских и индийских фильмов снимается в Азербайджане. В октябре обещают сделать Бакинскую неделю кино.
В Индии сфокусированы на развитие региона, но также интересны господдержкой. Креативная индустрия в Индии на 2.8% к ВВП страны. В Индии существует достаточно много частных проектов, которые необходимо объединить. В Индии есть кинопарк. Индийский коллега также подчеркнул, что ему понравился кинопарк «Москино» и они много оттуда подчеркнули.
Хотят чтобы российские актёры участвовали в культурной программе Индии. Студентам дают стипендии на создание продукта. Проблемы заключаются в монетизации, невозможности мониторинга, назначение правильной цены, не побеждена пиратская продукция. Искусственный интеллект изменил жизнь во всех секторах киноиндустрии. Колобаротивное сотрудничество с Москвой поможет усилить развитие работы.
В Белоруссии очень быстро развивается креативная индустрия. Ставка ставится на сохранения культурного наследия и привлечения туристов. До 5 миллионов долларов в страну приходит от туристического потока.
В Бразилии все креативные индустрии на переднем плане, а центр их в Сан-Пауло. Как и в принципе Сан-Пауло является центром экономического развития страны, Рио-де-Жанейро больше туристический город, а Бразилиа административный центр страны, где находится правительство.
Никарагуа развивается в общенациональном процессе, основанном на основе народной демократии. Всё основывается на культурной основе страны. Сейчас креативная индустрия развивается и она основанна на господдержке.
Киргизия сотрудничает с Казахстаном в плане развития кино. 6 сентября 2001 года Киргизским парламентом была принята декларация о поддержке кино, но российские и голливудские фильмы заняли всё пространство, а киргизских практически нет. Сейчас из-за колобарации с Казахстаном ситуация меняется.
На форуме было много сессий и обсуждалось много тем в развитии киноиндустрии. Вот одни из них.
Не могли обойти стороной популярность в России турецких сериалов. Турецкие продюсеры Фатих Аксой , Керем Чатай и другие приехали в Москву для участия в обсуждении. В Турции очень популярны сериалы, 9 топовых площадок страны их транслируют. Менталитет турок очень любит длинные сериалы, там даже снимается меньше студийных телевизионных шоу, чем сериалов. Менталитеты очень схожи со странами Латинской Америки, тем самым в Аргентине турецкие сериалы также пользуются популярностью. Россия в этом году сняла адаптацию «Постучись в мою дверь».
Конкуренция между турецкими продакшнами бешенная, сражаются до последнего за рейтинги зрителей. Авторы пишут по 100 страниц сценария в день, а когда автор выдыхается, его заменяют другим. Съёмочный процесс турецкого сериала не включает съёмку всех серий одним блоком, обычно снимают на неделе одну серию, на следующей неделе она даётся в эфир, а параллельно со сдачей в эфир снимается следующая серия.
Если сериал имеет низкий рейтинг, то его сразу закрывают. Кстати продюсер «Постучись в мою дверь в Москве» Данила Шарапов заявил, что работает с авторской группой Керема Чатая над российско-турецким сериалом, съёмки которого пройдут в Турции.
Российские фильмы знают хорошо в Латинской Америке, там известны «Притяжение» и «Вторжение» реж. Фёдора Бондарчука, «Спутник» реж. Егора Абраменко, «Майор Гром» реж. Олег Трофим, «Горько» реж. Жора Крыжовникова. Последний был даже адаптирован под местный колорит и снят в 2018 году в Мексике режиссёром Сантьяго Лимоном.
Интересного рода узнал, как устроено телевидение в странах Арабского мира, дело в том, что там один медиагигант MBC. И в каждой стране Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Тунис, Ирак, Ливан и т.д. он имеет местное представительство. Штаб квартира находится в Саудовской Аравии в Эр-Рияде . Большие телевизионные проекты, транслируемые на весь арабский мир, как например «Голос» снимаются в Эр-Рияде, но также есть более мелкие телевизионные форматы, производимые местными представительствами для своих стран.
Россия тоже рассказала много чего нового про интеграцию новых технологий в киноиндустрию. Единственный российский телеканал, сделавший полную презентацию был ТНТ, туда приехало всё руководство в том числе генеральный директор Тина Канделаки. Канделаки отметила, что никто как ТНТ не интегрирует российские тв-форматы в мировое поле. Ведь сколько они провели и проводят съёмок реалити шоу в других странах, это и ЮАР, И ОАЭ, и Перу, и Китай, и Узбекистан. Отметила Канделаки и спортивное шоу «Игры без границ», куда приехали на съёмки в Москву участники из США, Китая, Ирана, Бразилии, Казахстана, Узбекистана. Продюсер Константин Обухов заявил, что ТНТ снимает реалити о том, как китайцы выживают в российской глубинке в Вологде. Миссия ТНТ объединять разрозненный мир.
Основатель лучший в России Саунд студии Flysound Андрей Бельчиков рассказал про новую технологию, при которой может уйти в прошлое профессия дубляжа. Они научились с помощью искусственного интеллекта синтезировать человеческий голос и добавлять его в кадр.
Главными выводами и темами форума было, то как сделать так, чтобы фильмы разных стран любили в разных странах. В этом плане отметили важную цель колаборации в производстве. Раньше Россия делала колаборации с европейскими государствами для авторских фильмов, чтобы те участвовали в европейских кинофестивалях.
Для колабораций уровня чтобы фильм имел зрительский успех в обоих государствах, важно в каст привлечь звёзд из обоих государств, тогда зритель пойдёт смотреть фильм, и тем более узнает звёзд из другой страны. Ведь в каждой стране есть свои звёзды, мы в России их можем не знать, а, например, для жителей ЮАР, арабского мира, Таиланда или ещё какой-нибудь страны это могут быть кумиры всех её жителей. Также и российские звёзды известны далеко не во всех странах мира, а может и вообще только в России и странах ближнего зарубежья. Интеграция звёзд из двух стран в совместный проект позволит познакомить жителей каждой страны с местными звёздами. Также поднималась тема универсальной истории для всего мира, да все мы разные, у нас разные языки, разный цвет кожи, разный менталитет, разные традиции, разное вероисповедание, но то что нас объединяет-это то что мы люди и у нас есть общечеловеческие принципы и морали, которые понятны всему миру.
Текст и фото — Макар Кузнецов, продюсерский факультет ГИТР
—