От первого лица: «Антигравитация» затронула зрителей и актеров

27 сентября 2024 года в ДК имени Горбунова в большом зале прошло цирковое шоу «Антигравитация». Это не просто спектакль, а слияние акробатических, театральных и танцевальных элементов. Корреспондент ГИТР-ИНФО Валерия Сединкина расскажет про идеи и художественные эксперименты спектакля, а ее коллега корреспондент Полина Куприна поделится тайнами закулисья и отзывами зрителей шоу.

  «Антигравитация» – это не классический спектакль, а совершенно новое видение режиссера Цирка Дю Солей Андрея Кольцова на повесть — притчу Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Из содержания мы узнаем , что Джонатан хочет провести жизнь не в поисках еды, а в постижении полёта. Изгнанная из стаи чайка умирает на небесах и достигает совершенства. Жертвуя небесной жизнью, она возвращается учить полёту сородичей.

  Сотрудничество между известным цирковым художником Андреем Кольсовым и художественным руководителем Ниной Чусовой, зародило непередаваемые ощущения у каждого, кому удалось посмотреть программу. Шоу-полет создано в новом синтетическом жанре, у которого нет аналогов. В нем соединены акробатическое искусство, современная хореография, новые технологии, мультимедийные декорации, графика CGI с эффектом присутствия, живая музыка.

 Действия на сцене раскрываются не только на первом плане ,но и на заднике, где располагается медиаэкран площадью сто кв. метров. Острый угол наклона делает пространства реалистичными, что еще больше завораживает и оживляет картину. Взаимодействие артистов с видеорядом создает поразительные эффекты и оптические иллюзии: вместе с героями спектакля зритель оказывается у подножия горы, в бесконечном небе, в глубинах бездонного океана и внутри всеразрушающего торнадо. 

  Нестандартные визуальные решения буквально затягивают публику внутрь событий, позволяют ей очутиться в мире, где нарушены законы гравитации, и вместе с героями постановки испытать чувство полёта, безграничной свободы.

Также завораживает профессионализм артистов, они выполняют большинство трюков без страховки и специальной обуви. Единственная страховка — батуты, которые расположены в центре сцены. Зрители заметили необычные декорации шоу.

 Софья Проволович, посетитель спектакля:

— Очень понравилось шоу. Необычна и не заметна наклонная плоскость, на которую запрыгивают и спрыгивают артисты. Довольно интересное решение, как они играют с пространством. Если в цирке актеры выполняют трюки вокруг арены, то тут они решили проблему таким образом, что они не над тобой летают, а делают именно вид,что летают. Картинка на заднем фоне еще больше усиливает эффект. Вообще не воспринимается эта плоскость, тем самым вовлекаешься в процесс. Интересно еще было то, что занавес в антракт не закрывается, но чтобы зрители не увидели, что происходит на сцене, специалисты направили фонари в зал, а задний фон сцены затемнили.

 Посетитель шоу Ольга Шувалова отметила музыкальное сопровождение шоу:

Меня поразило вообще все! С самого начала натуральны природные звуки: вода, горы. Музыка подобрана вообще замечательно. Движения и музыка тематически подходят отрицательным и положительным героям. Очень сильное впечатление это вызывает. Необычное ощущение, когда герой идет как будто по воде и с ним музыкальное сопровождение прям гармонично подходит. Очень все продумано и достойно. Однозначно своим родственникам и друзьям будем советовать сходить на «Антигравитацию».

 Александра Архилей, посетитель спектакля:

— Понравилось всё: сочетание, музыка, графика, актеры, движения, пластика, владение своим телом. Это настолько все органично и великолепно пролетело время. Вроде бы только началось, но настолько чудесным образом перетекает одно в другое. Cюжетная линия — я такого никогда не видела.

Некоторые зрители шоу «Антигравитация» оценили работу костюмеров и танцевальных постановщиков, но сюжет показался сложным, поэтому после первого антракта зрители были с программками.

      Ирина, посетитель шоу:

 — Немного непонятно было, поэтому взяли программу. Но очень необычная идея и задумка шоу, эффект полета актеров ощущается. Спектакль с элементами акробатики, костюмы красивые. Музыка гармоничная однозначно и подходит.

 Ирина Владимировна, посетитель спектакля, ощутила полный спектр эмоций от восторга до скуки:

— Нравится все, интересно, залипательно. Нас прям заколдовали, поэтому далеко не отходим. Мы на балконе просто сидим, и так манит выступление, что боимся упасть вниз. Очень интересное выступление, но иногда повторяются движения, поэтому бывает местами скучновато.

    «Антигравитация» – это шоу с живой музыкой, которая дополняет атмосферу и отображает внутреннее состояние персонажей. После окончания первого акта я успела выхватить пару свободных минут у музыкальной группы, которая играет песни хиты группы «Ария» и сочиненные композиции Александром Гусевым.

  •  Как долго вы репетировали?

Сергей Плескач и Антон Сокулер, музыканты шоу:

— Ну репетировали, целую вечность [смеются], два месяца. Сложность заключается не в нотном вопросе, а взаимодействие с актерами.

  • Были какие-нибудь непредвиденные проблемы? Если да, то как выкручивались?

— У нас была история, когда экран погас и нам пришлось импровизировать. Музыка тоже, остались только мы и плейбек. Нам пришлось почти вслепую играть на инструментах, чтобы зритель не чувствовал дискомфорт. Помимо музыкальной работы сложна еще световая и графическая. Выступление тесно переплетено с передовыми технологиями и графикой CGI, который создает эффект присутствия. Фоновые видео погружают зрителей в сюжетную линию повествования благодаря оптической иллюзии.

   Анна Серебрякова, специалист по звуку, рассказала, что в своей работе часто используют искусственный интеллект. Например, звук «антракт длится 25 минут» и фраза «не пользуйтесь вашими мобильными телефонами» было сделано с помощью ИИ.

  Дмитрий Морозов, специалист по графике и видео, дополнил ответ своей коллеги:

— Я отвечаю за видео и за контент. Фоновое видео, которое видят зрители перед собой, был заготовлен заранее. Мы приглашали специалиста, который отдельно создавал 3D модели, несмотря на то, что сейчас многие художники сценографы прибегли к возможностям нейросетей. Мы совмещаем звуковые заготовленные эффекты с музыкальным живым сопровождением в спектакле «Антигравитация».

  Радость, восторг и мурашки дарят зрителям актеры акробаты шоу «Антигравитация». Алексей Ташкин, актер, играющий центрального персонажа, с удовольствием ответил на вопросы:

Зритель Ваня Огурцов и актер Алексей Ташкин
  • Сколько часов длилась подготовка к спектаклю?

На самом деле мы долго готовились, даже не помню сколько. Пару месяцев, наверное три месяца. Уделяли времени по 5-6 часов на площадке, раз в неделю был выходной. В целом к длительным тренировкам привыкаешь, если только не выходишь на тренировку после отдыха.

  • Это ваш полный готовый состав или был какой-то кастинг?

Сколько я знаю, что был кастинг. Я зашел без кастинга, потому что меня позвали мои ребята, которые меня знают. Пришел, попрыгал и теперь работаю здесь [смеется].

  • Как вы делаете акробатические трюки на стене, как держитесь?

Магии здесь нет, это просто удачная обувь и нужно привыкнуть к стене. Липучек никаких нет, как думают многие зрители. Обычная резиновая подошва.

  • Какой акт для вас показался самым сложным?

— Для меня оба акты тяжелые: первый акт, потому что я там главный злодей. Я прокалываю и убиваю героя. Приходится эмоционально и физически вкладываться. Во втором акте почти в каждой сцене появляюсь, нет времени расслабляться, потому что много выходов.

  •  Как настраиваете себя перед выходом на сцену для отражения своего персонажа?

— Я представляю себя в роли той или иной, каждый раз стараюсь увидеть то, что видел мой персонаж. Если вы читали книгу, то там все эмоции сжато расписаны, а я показываю зрителю больше эмоций. Я стараюсь проживать эмоции. Хочется, чтобы каждый смог понять сюжет и насладиться выступлением.

 Театрально – цирковое шоу «Антигравитация» будет радовать желающих своими выступлениями до конца октября 2024 года в ДК имени Горбунова.

Продолжительность спектакля составляет 90 минут с антрактом. 

Фото и текст: Полина Куприна, факультет журналистики ГИТР (ДМ11), Валерия Сединкина (ДМ11)