Со 2 по 4 октября 2024 года в Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) прошла международная научная конференция «Мифологические измерения современного российского искусства». Одним из ее организаторов стал Институт кино и телевидения (ГИТР).
На афише: М.М. Верхоланцев «Сила музыки. Орфей и Эвридика» из квадриптиха «История Орфея». 2018–2022. Холст, акрил
Вдохновляющая обстановка Белого зала с холстами на античную тему прекрасно настраивала участников на разговор о феномене мифа и его отражении в современном российском искусстве. Собравшиеся исследователи представили ведущие ВУЗы и научно-исследовательские институты России, Белоруссии и Монголии. В конференции участвовали РАХ, НИИ РАХ, Институт Кино и телевидения (ГИТР), МГУ им. Ломоносова, Монгольский национальный университет искусств и культуры, МГАХИ им. Сурикова, ДГПУ им. Гамзатова, РГХПУ им. Строганова, МГИК, ММОА, а также научные сотрудники различных музеев и центров России и Белоруссии.
Один из организаторов и модераторов конференции доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой теории и истории культуры Института кино и телевидения Олеся Витальевна Строева поделилась с ГИТР-ИНФО своими впечатлениями:
«Конференция была первым опытом сотрудничества с НИИ РАХ, и мы его обязательно продолжим — уже запланировали проведение постоянного семинара. Интересно, что мы представляем две разные научные школы: искусствоведческую и культурологическую, что с одной стороны, обостряет все дискуссии, а с другой, обогащает нас всех новыми идеями. Замечательно, что на конференции встречаются разные поколения ученых, происходит коллаборация разных эпох»!
В заключительный день конференции с докладами выступили преподаватели и аспиранты Института кино и телевидения (ГИТР). Алексей Игоревич Пожаров кандидат культурологии, профессор ГИТР рассказал о неогностическом мифе, который успешно используется создателями современных художественных фильмов: концепция избранности, мироустройства и Нео из «Матрицы», это все бессмертные гностики.
Ольга Викторовна Маякова — доцент, декан факультета журналистики ГИТР, посвятила свое выступление эволюции мифа о Нарциссе в современной культуре. Этот античный герой во все времена был маркером не только развития художественных школ и направлений живописи, но и показателем эволюции самоощущения человека в развитии культуры. Теперь роковая река Нарцисса – это наши смартфоны, а перспектива умереть, любуясь своим отображением (двойником) в соцсетях уже не кажется чем-то нереальным.
Отдельная часть конференция была посвящена выступлению выпускников и студентов аспирантуры Института кино и телевидения.
Глеб Прокудин представил доклад: «Проблема нуменозного в визуальной культуре XXI века»,
Елена Лаврова говорила о женских архетипах в мифологических моделях медиакультуры
Никита Некрасов посвятил выступление архетипу героя в истории искусства
Кирилл Серафимович разбирался в аполлонических и дионисийских подходах к созданию музыки,
Марина Ермакова разгадала пиктографию современной коммуникации.
Олеся Витальевна Строева:
«Я горжусь нашими аспирантами, которые достойно выступили, представив свои исследования и продемонстрировав высокий уровень научного мышления так, что появились желающие поступать к нам в аспирантуру. Студенты некоторых вузов сказали, что их никто не учит таким сложным философским концепциям».
Конференция закончилась дружеским общением участников в стенах гостеприимной Академии Художеств. С нетерпением ждем следующих встреч и новых интересных дискуссий.
Текст: Ольга Маякова
Фото: О.В.Строева, Елена Лаврова и пресс-службы РАХ
—-