
Театр «Модерн» давно славится своими экстравагантными постановками. Это и не удивительно: само название театра говорит за себя и за то направление, в котором работает Юрий Грымов — директор и режиссер «Модерна».
Спектакль «Леонардо» посвящен жизни и творчеству всем известного Леонардо Да Вини — человека, внесшего огромный вклад в человеческую культуру, искусство, науку. Постановка получилась настолько масштабной, что Юрий Грымов задействовал на сцене абсолютно всю актерскую труппу — 49 человек, включая звезду российской театральной сцены – заслуженного артиста Российской Федерации Дмитрия Бозина — бывшего «хедлайнера» театра Романа Виктюка, сыгравшего главную роль в спектакле «Леонардо».
Спектакль Грымова о ценности подлинного искусства и жертвенности. Будучи третьим спектаклем в трилогии Грымова «Христос и Антихрист», он развивает идею «движении истории борьбы религии духа и религии плоти».
Режиссер открыто ставит вопрос: на что готов пойти человек, ради высшего искусства, чем он готов пожертвовать ради своей идеи, веры?

Сам Дмитрий Бозин высказался о спектакле так: «Эти художники, именно рассматривая этот мир очень подробно, ощущают его волшебство… Казалось бы, подробность взгляда должна всякое волшебство убирать. Художники возрождения поступили ровно наоборот… И это восхитило планету. Это дало людям невероятное вдохновение. Эпоха возрождения в реальности человеческого тела ощутила чудо и выписала это… Это поколение – это дар нашей планете».
Спектакль поставлен по историографическому роману Д.С. Мережковского «Воскресшие Боги. Леонардо Да Винчи», ставшему второй частью трилогии «Христос и Антихрист», как стала второй в трилогии спектаклей Грымова инсценировка «Леонардо».
Мережковский, как религиозный философ, не мог не затронуть тему религии. В своих трудах он пытался создать «третью религию», противопоставив ее православию. Это нашло своё отражение в его творчестве, как впоследствии и в трилогии Юрия Грымова.
Действие спектакля заметно отличается от сюжета романа – спектакль, хоть и идёт около трёх часов, не смог вместить в себя все события, описанные Мережковским. Спектакль не очень динамичный, инсценировка смотрится очень плавно, зритель погружается в события пятнадцатого века. Внимание не теряется от резких переходов в сюжете, хотя в спектакле показан не один десяток лет.
Актеры отыграли потрясающе. Естественно наибольшее впечатление произвёл на публику Дмитрий Бозин в роли Леонардо Да Винчи. Лучшего артиста, чем Дмитрий Бозин, на роль Леонардо и желать не стоило. «Он красив, пластичен, харизматичен; прекрасно владеет голосом: каждое слово, произнесенное им, было четко слышно и понятно даже на самых дальних рядах зала» — так высказался о его актерской игре «ТЕАТРАЛЬНЫЙ БЛОГЕР».
В спектакле присутствуют уникальные режиссерские решения: в один момент Леонардо уходит за кулисы, штора у стены разъезжается и герой попадает к фреске «Тайная Вечеря», являющейся большим экраном, входит на место Иисуса Христа и начинает разговаривать с фрески с героями.
В спектакле присутствует яркий символизм. Леонардо раскладывает вокруг себя листки с чертежами, набросками, слышит женский смех, дует на них, и листки улетают по ветру – такой вот символ ограниченности человеческих возможностей перед неограниченным разумом гениального человека.
Подбором звукового сопровождения выступил сам Юрий Грымов. В спектакле звучат как классические мелодии эпохи Ренессанса, так и современный рок — это контрастирует между собой, создавая очень мощное психологическое напряжение в музыкальном сопровождении.
Визуал у спектакля «Леонардо» тоже необычный. На сцене присутствует минимальное количество декораций. Но всю работу делает свет – большая часть спектакля проходит в полутьме, что позволило Юрию Грымову, выступившему также и художником по свету, создать невероятную игру света. Также запоминается визуальный образ герцога Милана Моро, чью роль прекрасно отыграл Юрий Анпилогов – герцог нарочито горбат, что выглядит неанатомично и поэтому экстравагантно.
Продюсерская работа у спектакля очень хорошая – рекламные постеры, брошюрки спектакля «Леонардо» выделяются на фоне всех остальных – на главном постере изображена гипсовая голова Да Винчи со змеями вместо волос, что отсылает к мифам древней Греции – конкретно к Горгоне Медузе.
Зал был полностью забит, после спектакля зрители апплодировали стоя около двух-трех минут – такое впечатление на них произвела инсценировка.
Сам театр мне показался очень привлекательным: удобное расположение — Спартаковская пл., 9/1, недалеко от метро. Красивый и приятный современный интерьер. В буфете вкусные бутерброды с рыбой, особенно в сочетании с шампанским.
Автор текста и фотографий Олег Чанкин, продюсерский факультет ГИТР (ДП12)
Материал написан в рамках продюсерской мастерской И.Глебовой
На главном фото — Дмитрий Бозин в роли Леонардо Да Винчи встречает герцога Милана и показывает ему фреску «Тайная вечеря»
—