Спектакль «Нянины сказки» в театре Камбуровой — это музыкальная фантасмагория по мотивам сказок А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена.
Фантасмагория — жанр театрального представления в Европе 18-19 веков, в котором на заднем плане демонстрировались пугающие образы с помощью зеркальных отражений: скелеты, демоны, привидения.
Театр Камбуровой можно назвать уютным домом творчества, в котором хранятся все награды театра, фотографии актёров, вещи, напоминающие о прошлом. Гости театра могут внимательно рассмотреть все вещи и фотографии и изучить историю театра.
Автор пьесы — Елена Камбурова, именно она основала этот театр музыки и поэзии. Елена Камбурова исполняет роль няни. Можно сказать, что мы видим перед собой вечный образ. Няня – советчик и друг, который научит принимать законы действительности.
Режиссёр спектакля — Гульназ Балпеисова. По ее словам «каждый человек – волшебник, и его личная боль может стать искусством».
Спектакль создан по произведениям А. С. Пушкина — «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Рыбаке и Рыбке» и неоконченной «Сказке о Медведихе», а также по сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок».
В музыкальную партитуру вошли «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского в аранжировке для 4 голосов и струнного квартета, Ария Царевны Лебедь из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и авторские композиции Олега Синкина. Также использовались записи — фрагмент «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» в исполнении Иннокентия Смоктуновского, музыкальная фраза из песни «Где же ты мечта» в исполнении Елены Камбуровой , фрагмент сочинения «Любовь святая» в исполнении Елены Камбуровой , «Вальс на 1000 тактов» в исполнении Елены Камбуровой.
В сентябре 2023 года спектакль стал участником XXX Пушкинского театрального фестиваля в Пскове и Великих Луках.
В спектакле участвуют актёры разных возрастов, что создаёт особую атмосферу и позволяет зрителям увидеть, что сказка может раскрываться по-разному. Когда человек взрослеет, он открывает для себя смыслы, о которых раньше и подумать не мог. Мне особенно понравилась игра Данила Можаева. Ему, на мой взгляд, удалось сочетать в себе образ романтический, юмористический и трагический.
Режиссёрские приёмы направлены на создание сказочного мира, где реальность переплетается с фантазией. Музыкальные решения композитора Олега Синкина и световые решения Антона Литвинова дополняют атмосферу спектакля.
Несмотря на то, что за основу взята всеми любимая и уже знакомая классика, не обошлось без новых и современных интерпретаций, например золотая рыбка — красотка с огненными волосами в золотом платье на лабутенах.
Юмор играет важную роль в понимании спектакля. Такая простая вещь как смех позволяет иногда задуматься о самых серьёзных вещах или помогает справиться с тяжёлыми ситуациями. На протяжении спектакля зрители испытывали полярные чувства. Если смотря на комедийную сцену с «мёртвой» царевной можно смеяться или просто улыбаться то, когда мы наблюдаем за тяжёлой судьбой гадкого утёнка, тяжело сдержать слёзы.
Казалось бы, мы все слышали эту историю много раз, но над нашими эмоциями колдует оркестр, тревожная музыка окутывает весь зрительный зал, не оставляя равнодушными никого.
История, знакомая взрослым и детям в сопровождении трогательной музыки запомнится зрителю надолго.
Текст и фотографии — Светлана Алфёрова, студентка продюсерского факультета ГИТР
—