От первого лица:   Вся правда об учебе в американской школе

Американская школа – мечта многих подростков. Но действительно ли всё именно так, как нам показывают в популярных сериалах? Корреспондент ГИТР-ИНФО Виктория Егорова взяла интервью у Софьи Рудко, которая на протяжении года училась в амкриканской школе-пансионате в Хьюстоне. 

  • В чём была твоя мотивация поехать учиться в Америку? 

Я смотрела очень много сериалов. В основном американских. Там везде была школа. Меня особенно привлекал пансион. Ну и плюс все слышали об американских университетах. И, конечно, я хотела туда, ну а школа, помогла бы мне поступить. 

  • Что требуется для поступления, насколько сложен этот процесс?

Вообще моё поступление в американскую школу было случайным. Нам с мамой на почту пришло письмо с предложением поучаствовать в розыгрыше гранта. Я поучаствовала и в итоге выиграла скидку 40%. Сразу хочу уточнить, что есть вариант стопроцентной стипендии. Но для этого, конечно, нужно хорошо поработать: написать эссе, иметь проекты, заняться волонтерской деятельностью и разбираться во всём. Но, а для моей скидки нужен был: хороший английский и нормальная успеваемость в школе. Так что если рассматривать платный вариант, то, скорее всего, — хороший английский. Уровень B1-B2. Ну и нужно понимать, что, если B1 – будет сложнее учиться, B2 – легче.

  • Тебе было всего 15 лет. Какие у тебя были страхи и как ты с ними справлялась?

Самый большой страх – одиночество. Потому что в Америке тебе никто не может помочь. У меня была история, как я думала, что сломала руку. Это было ужасно. Мне реально никто не мог помочь. Меня отвезли в больницу только на второй день. То есть я реально сидела в другом городе и у меня не могла разогнуться рука. Это было довольно-таки страшно. Ну и главный страх, что нет того, на кого можно положиться. У моих родителей нет визы. И в Америку ее достаточно сложно получить. То есть ты один, и если бы вдруг что-то произойдёт, к тебе никто не приедет. Все проблемы решаешь ты. Также сам полет был тяжёлым. Так как тебе нужно пересечь океан. Ты летишь двенадцать часов, а когда летишь через океан, всё время ночь. И это напрягает. Потом прилетаешь и все говорят на английском. Это культурный шок. Так как не знаешь, за что зацепиться, нет родной речи.

  • Много ли ребят было из разных стран? На каком языке вы разговаривали в свободное время?

Большинство людей, которые учились в этой школе, были американцами. А так у нас было 30 интернациональных студентов. Большинство из Азии, Вьетнама, Японии и Кореи. Была девочка из Бразилии, два мальчика с Казахстана, один из Украины и один из России. С интернациональными студентами и американцами я общалась на английском, а в нашей компании людей, которые знали русский, общались на русском. 

  • Чувствовалось ли отличие в менталитете?

Отличие в менталитете чувствовалось очень сильно. Во-первых, американцы — люди улыбчивые и очень вежливые. Если бы мы на русском так строили предложения, собеседник бы подумал, что мы над ним издеваемся. Вот правда. Все вежливые слова, которые ты знаешь, можешь запихнуть в одну просьбу. Это звучит лестно и странно на русском. Мы всё-таки говорим прямо, а американцы так никогда не скажут. Некоторые ребята из других стран могли лицемерить. В слухах было сложно разобраться. 

  • Какое впечатление произвёл первый день?

Это достаточно сложный вопрос, так как с того момента прошло более двух лет. Я тогда была больше зациклена на пансионате, а эта была обычная американская школа из сериалов. Это немного разочаровало. Ожидала более высокий уровень знаний и в первый день сменила большинство предметов на более глубокое изучение. Я хорошо ещё тогда общалась с соседками, и вечером мы обсуждали первое впечатление с ними.

  • Чем на твой взгляд отличается обучение в российской школе от американской? Какие у вас были дисциплины?

Главное отличие — это количество предметов. Мы в русской школе можем проходить 15-16 разных предметов одновременно, а тут ты проходишь 7-8 дисциплин. Я брала семь, мне так было проще. В день было восемь уроков, одним из которых у меня был «studylab», где мы делали домашнее задание. У меня была история (университетского уровня), углубленный английский (где мы проходили литературу), математика (в России она гораздо сложнее, в Америке – лёгкая, даже специальными удобными калькуляторами можно пользоваться, мне это не особо нравилось, я брала высокий уровень), теология (так как школа была католической), химия (после контрольной, меня тоже перевели в группу повышенной сложности) и английский язык. Последний предмет у нас менялся. Я сначала брала “Health” – здоровье, он был обязательным. Там мы изучали правильное питание, занятия спортом, вредные привычки. На втором модуле брала IT, создание сайтов. Также там намного больше сочинений, да, писали их почти на всех предметах. 

  • Было ли у вас оценки? Как проходила аттестация?

Оценки есть. У нас было первое и второе полугодие. Финальная оценка ставилась в процентах от 0 до 100 и потом переводились в ABCDE. Была возможность не сдавать два предмета за хорошую посещаемость (не больше пяти пропусков, включая по болезни) и хорошие оценки во время полугодия. 

  • Что интересного было помимо школьных уроков? Были кружки и секции? 

Внеучебная жизнь очень яркая. Много разных клубов и активностей. Было много спортивных команд школы. Был огромный стадион внутри, было плавание, три стадиона снаружи. И это не все. На тренировках по спорту я проводила по два-три часа три-четыре раза в неделю. Мы постоянно ездили на соревнования с другими школами на школьных автобусах. У нас была своя форма. Мы ездили с командой в другие города на соревнования, где нам оплачивали гостиницу и питание. Был театр. Я не занималась, но знаю, что у них были постоянные репетиции. Они ставили спектакли, на которые можно было купить билеты. Я ходила. Достаточно хорошо играли, мне понравилось. Ещё были музыкальные кружки, конкурс талантов, оркестр и хор. Было много дискотек. Последняя игра по американскому футболу, выпускной бал, новогодний. Выбиралась королева и король школы. 

  • У вас была единая школьная форма?

Нужно было ходить в форме своей школы. Юбка-шорты. Спасибо! Майки и толстовки с эмблемами. Был «Official day» когда мы должны были надевать пиджак школы и девочкам юбку, мальчикам штаны. Жёсткий дресс-код. У нас были толстовки трёх типов, нескольких цветов, с капюшоном и без. И вот только их можно было. Ещё были рубашки. Одна для официального случая, другая на повседневку. Были жилетки, но они были не популярны. На самом деле иногда было холодно, особенно зимой. Девочкам разрешали носить только юбки. Под кофту я надевала термобелье. 

  • У вас были те самые легендарные шкафчики в раздевалки?

Да, locker. Удобная штучка с паролем. Мы редко пользовались учебниками, но, когда пользовались, это было ужасно, так как они были очень толстыми и тяжелыми. И вообще, например, у меня с утра перед школой было плавание. Я сразу ехала в школу и форму оставляла в locker. И ты заходишь, иногда можешь что забрать. Хранишь то, что нужно в школе. Очень удобная и необходимая вещь, я бы сейчас от такого не отказалась.

  • Существуют ли те самые школьные автобусы, которые развозят школьников на занятия? 

Да. Но большинство пользовалось машиной. Это удобнее.

  • Чем отличается школьная еда в российских школах от американских?

В буфете было жуть как мало овощей. Только варёные невкусные брокколи и «Цезарь». Хотя в «Цезаре» просто куча капусты, немного мяса и капелька кубиков сыра. И всё. Остальное: пицца, паста, сэндвичи, бургеры, курица, рис и разные соусы. Плюс: снеки, шоколадки, были вкусные американские печенюшки. А вообще, обед проводился как в американских фильмах. Были столы, за которые мы рассаживались своими компаниями.

  • Почему ты вернулась в Россию? 

Не тот уровень безопасности. Жестокая полиция. За легкие нарушения забирают сразу в тюрьму, не вкусная еда, люди. Мне нравится Европа, но Америка не подошла для жизни. 

  • Получила бы такой опыт еще раз, стоит ли он того?

Несмотря на то, что потеряла немного в знаниях, я приобрела огромный жизненный опыт. Это стоит того, я бы повторила. Не попробуешь — не узнаешь. Важно всегда пробовать что-то новое, и смотреть, что будет. И да, я возможно сейчас добилась бы большего в своей сфере, если бы этого не делала, но зато у меня есть уникальный опыт, всё-таки жизнь одна. Я согласна немного помедленней дойти до своей цели, но при этом посмотреть мир, попробовать что-то новое. Я бы еще возможно в какую-нибудь летнюю школу съездила, но уже в Европу. Может быть еще раз посетила бы Нью-Йорк, но жить — нет. Ни еда, ни архитектура, нибезопасность. Для меня не тот комфорт жизни, который мне нужен, я отдаю предпочтение Москве. 

Интервью взяла Виктория Егорова, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ12)

Фото – личный архив Софьи Рудко