Театр «Модерн» всегда славился своей экспрессивностью, что неудивительно — название театра говорит само за себя. В этот раз Юрий Грымов порадовал зрителей премьерой спектакля «Вероника решает…», поставленного по роману Пауло Коэльо «Вероника решает умереть».
Спектакль рассказывает зрителю историю словенской девушки Вероники, которая, разочаровавшись в жизни, решает закончить жизнь самоубийством, но в итоге попадает в психиатрическую лечебницу, там девушка влюбляется в пациента и переосмысливает свою жизнь, начиная ценить каждый свой день.
Какова цена смерти?
«Для меня – это самый жизнеутверждающий мировой бестселлер Коэльо. В разные периоды жизни мы по-разному ощущаем этот мир и свое место в нем, испытываем конфликты. Но мы должны верить в свою жизненную силу. Только Любовь и люди, которые нас окружают, помогут нам справиться с любыми трудностями. Нужно научиться ценить жизнь и верить в себя»,- так высказывается о своем спектакле режиссер Юрий Грымов.
В отличие от действия романа Коэльо, действие спектакля смело начинается прямо в раю: по площадке на инвалидных креслах вольно разъезжают египетские боги. С первой минуты спектакля я задался вопросом: «что здесь вообще происходит?» Вероника, чью роль прекрасно исполнила Анастасия Сычева, вылезает из ванной и оказывается в своей палате. На сцену выходит Роман Зубрилин в роли главврача Игоря, по амплуа больше похожим на дурака, что контрастирует с его ролью. Главврач Игорь рассказывает Веронике, что жить ей осталось 6 дней. Это очень интересно обыгрывается: на экране , расположенном на стене проецировался счётчик оставшихся героине дней.
Костюмы героев разнообразные и проработанные: художник по костюмам Ирэна Белоусова создала очень разнообразные образы у персонажей: к слову, у Марианны Канивец, игравшей роль Бастет, на голове абажур, а мать Эдуарда, чью роль исполняла Любовь Новак, одета в классический фрак и циллиндр — мне этот образ очень напомнил Чарли Чаплина.
Игра со светом в спектакле невероятная — Мария Соловьева, художник по декорациям «Вероники», создала неповторимую атмосферу: все действие происходит в полутьме, а с помощью света подчёркивается эмоциональная окраска происходящего на сцене.
Декорации на сцене минималистичные, однако очень антуражные — с потолка свешиваются огромные лопасти вентиляторов, а так же разноцветные подвижные конструкции — лампы.
Музыкальное сопровождение на уровне — всё действие сопровождается современными рок композициями. Часто музыка звучит очень противоречиво происходящим на сцене событиям, создавая особый психологический эффект от просмотра. Подбором музыкальных композиций занимался сам Юрий Грымов. Когда я сидел в зале, девушка справа от меня жаловалась соседке, что работа звукорежиссера плохая, так как уровень звука музыки очень скакал, хотя я считаю, что такие перепады громкости наоборот создают мощное психоэмоциональное воздействие.
В спектакле присутствуют очень интересные режиссерские решения:
когда зрители вернулись с антракта и начался второй акт, все зрители в удивлении ахнули: все декорации на сцене перевернулись вверх ногами — ванна, из которой вылезала Вероника в начале спектакля, теперь стоит на потолке, а с пола «свисаются» лампы и огромные вентиляторы: теперь все действие вплоть до конца спектакля происходит в таком перевернутом состоянии, герои теперь ходят по потолку лечебницы. Более того: на потолке вниз головой сидит в своем кресле и спит Папа Римский — аудитория была поражена таким поворотом событий.
Также, в один момент в абсолютной тьме па сцену выходит Лев Смирнов в роли Эдуарда, возлюбленного Вероники, с красным фонариком на лбу, что создает впечатление двух ярко горящих красных глаз, зловеще прорезающих тьму помещения. Не обошлось без абсурда: когда Вероника просит у санитара таблетки, на сцену выходит Михаил Матыченко в роли санитара и выносит огромные пенопластовые таблетки, которые Вероника начинает натурально грызть.
Мне показался такой ход оригинальным, но не очень уместным — это выглядит комично и нарушает драматичность действия.
Помимо всего этого, в сцене, где Эдуард ночью рисует свои картины, на сцену выдвигается огромный белый экран, на который проецируется рисунок, который в это же время рисует герой.
Следующее режиссерское решение мне вообще не понравилось: в сцене, где Вероника признается своему возлюбленному, Эдуарду, в чувствах, героиня выходит на сцену в сверкающем платье и с пышной прической и начинает петь на английском, играя себе на фортепиано Лунную Сонату Бетховена… у меня, при просмотре этого, появился вопрос: а это зачем? что автор хотел нам этим сказать? что любовь героини такая же нежная и трогательная, как Лунная Соната? ну возможно. Но для чего тогда этот образ Леди Гаги? я не понял посыла этой метафоры.
Спектакль закончился и зрители как-то очень живо и динамично начали выходить из зала, не дожидаясь поклона артистов. Возможно, им было тяжело наблюдать два с половиной часа весь этот авангард, хотя мне спектакль тяжелым отнюдь не показался. Тем не менее, зал был полным зрителей, свободных мест практически не оставалось, так, что мы с родителями не могли купить билеты на три соседних сиденья.
Афиша спектакля, как всегда, не заставляет сомневаться в оригинальности и привлекательности — на постере изображена разноцветная бабочка и луна. Но что это все-таки значит, знает, наверное, один Юрий Грымов.
Интерьер театра безумно красивый и интересный: тут и черный бархатный жираф, который держит люстру, и библиотека с уютными креслицами. Даже в фойе присутствует интересная игра света. В антракте играет пианист очень красивую музыку. В буфете очень разнообразный выбор кондитерских изделий и напитков, очень вкусное вино. Стоит заметить, что работники буфета также вышли на сцену и поклонились в конце спектакля.
Но то, что меня поразило больше всего после спектакля, это то, что Папа Римский (Александр Сериков), который весь спектакль спал в кресле на сцене, а во втором акте спал еще и вниз головой, ждал зрителей у выхода из театра в своем кресле, похрапывая и посапывая, рядом с табличкой «фотографировать без вспышки». А потом к нему подошел санитар, разбудил его и они вдвоем пошли в буфет. Это удивило и порадовало большинство зрителей: все по очереди фотографировались рядом с Папой Римским.
Снаружи театр тоже выглядит внушительно: вход в театр украшен греческими узорами и статуями. Расположение театра удобное: станция метро Бауманская, идти от метро недолго.
В заключение скажу, что общие впечатления от театра и спектакля положительное, однако при просмотре действия неоднократно возникал вопрос: «зачем?». Я считаю, что «Вероника Решает…» это очень красиво и зрелищно, но особенной актерской игры, либо серьезной идеи я в спектакле не заметил — мне кажется, это не самая лучшая работа Юрия Грымова.
Автор текста и фотографий — Олег Чанкин, продюсерский фаакультет ГИТР (группа ДП12)
Рецензия написана в рамках продюсерской мастерской И.С. Глебовой
—