Уникальный мастер-класс Сусанны Альпериной может быть с продолжением

18 ноября я в ГИТР пригласил замечательного спикера на мастер- класс, на пару «Драматургия ТВ -форматов», что проводится в рамках мастерской Ирины Сергеевны Глебовой. Это Сусанна Альперина.

Сусанна — известный журналист из «Российской газеты», кинообозреватель, который освещает события кино- и телевизионной индустрии. Также она ведет популярный телеграмм-канал, посвященный индустрии кино — Alperina. Сусанна — программный директор фестиваля стриминговых платформ Original + и Original + doc. Она много знает про продвижение кино и сериалов на стриминговых платформах и не только на них.

Сусанна слышала про ГИТР, но не знала ,что институт находится недалеко от её дома. Это было её первое посещение нашего института и поэтому она решила начать со знакомства и провести первоначальную ознакомительную лекцию. Так как в аудитории собрались журналисты и продюсеры, то Сусанна рассадила все факультеты отдельно. Разделение по направлениям она решила сделать, потому что режиссеры и продюсеры различаются по самой сути своих профессий, и у них разные представления о медиамире.

Но и одни и другие взаимодействуют между собой, и дружат, хотя дружба, по слова спикера — примерно на 80%, однако взаимопонимание режиссеры и продюсеры должны находить. Следует учесть, что между ними сейчас всегда есть пиарщики, прошло то время, когда журналист лично звонит звезде договариваться об интервью — это делается через пиар-службу. Но журналисты так или иначе пиарят фильмы продюсеров — это одна из причин, почему они взаимодействуют между собой.

Сусанна предложила собравшимся ролевую игру, где предстояло выбрать развитие сюжета на примере эпизода из популярного сериала «Соперники». На интервью приходит министр спорта, а у журналиста есть на него компромат. Выдаст ли он компромат в эфире или нет? Большинство студентов — продюсеров и журналистов сказали, что не надо сдавать компромат,чтобы не портить репутацию человека, если только только журналист не кляузник и не доносчик.

Студент с продюсерского факультета Артемий Бондаренко предложил продать компромат стороне соперника — Сусанна отметила такое неожиданное продюсерское решение.

Но главной темой ознакомительной лекции было продвижение фильма или сериала. Сусанна посоветовала, что в первую очередь над продвижением надо думать ещё перед тем, как создатели начинают снимать свое кино. Конечно, нужно заложить бюджет на продвижение. Но для успешного продвижения любого кино, нужно понимать и четко сформулировать основную идеи и концепцию фильма, который может стать началом успешной франшизы.

На примере франшизы «Ёлки», разобрали, что в основе фильмов — история о том,что люди живущие в разных уголках страны могут оказаться связаны между собой добрыми поступками. И вот эта главная идея фильма будет в наибольшей степени влиять на его продвижение. Именно с ней вы будете делать всю пиар кампанию проекта.

Сусанна, как продюсер и автор сценария, снимала документальный фильм о своем родном городе Одессе — он вышел в 2018 году. Это был последний фильм, показанный и в России, и на Украине. Его главной идей было на примере людей, которые уехали из Одессы, показать, как люди скучают по родному городу, пытаясь прижиться на новых местах. Тогда еще не существовало понятия релокации, но продвижение фильма с этой точки зрения, привлекло людей, многие из которых переезжают из своих родных мест.

Конечно, если вы начинающий кинематографист, есть сложности того чтобы вас и ваш проект заметили журналисты. Как сделать, так чтобы о вас узнали?

Лучше всего податься и поучаствовать в фестивалях. Если попасть на крупный — это удача. Но на каждом фестивале много других работ — следует продумать как сделать так, чтобы выделилась именно ваша. Для этого следует проявить человечность и креатив. Спикер привела пример, как оригинальные, вручную сделанные флаеры с названием короткометражной картины распространяли режиссеры Алексей Чупов и Наталья Меркулова на фестивале «Кинотавр». Так их фильм запомнили, и режиссеров их уже знали, когда они приехали с другим фильмом — полнометражным. Сила молодых творцов — в оригинальных, пусть и недорогих идеях продвижения. Свежий взгляд и подход. Многие крупные площадки, каналы, прокатные компании не находят время на незаезженные формы продвижения, а начинающим на индивидуальном подходе к зрителям можно хорошо заявить о себе.

Спикер рассказала и о том, как многие звёздные скандалы устраиваются в рамках пиар-кампании того или иного проекта. Свадьба или развод актёров, сопровождаемый громкими публикациями в СМИ может быть просто пиар ходом того или иного проекта.

Многим проектам обстоятельства диктуют ход пиар-кампании. Как, к примеру, сериал «Слово Пацана. Кровь на асфальте», где опасения Правительства Республики Татарстан и их предложение о запрете сериала, вызвало шквал разногласий, после чего к сериалу было приковано повышенное внимание.

Или, например, сериал «Эпидемия», который изначально, когда первые серии выходили в эфир, не выделялся из большого потока проектов, которые появлялись перед Новым 2020-м годом. Да он представлял Россию в Каннах, на кинорынке, но особого внимания отечественных зрителей поначалу к нему не было. Всё так и было до того момента, когда после пятой серии шестая не вышла. Тогда проект привлёк к себе внимание. Шестая серия смогла выйти в эфир после корректировок, но о проекте уже знала огромная зрительская аудитория. После выхода сериала случилась реальная эпидемия ковида и сериал стал в своем роде пророческим.

Также была затронута тема продвижения сериала «Преступление и наказание», вышедшего в этом году на «Кинопоиске». Хорошим пиаром послужил перенос дат выхода сериала на платформе. Студенты обратили внимание на то, что рейтинг просмотров сериала ниже, чем рейтинг ожидания. Сусанна пояснила, что во многом это связано с тем, что режиссёр сериала Владимир Мирзоев изначально профессионал в области театра. И не все зрители учитывают это при просмотре. Но из-за сериала вырос спрос на книги Достоевского.

И если после фильма «Мастер и Маргарита» вырос интерес к роману Булгакова, который читается легко, то у Достоевского совсем иной непривычный для молодого современного поколения слог, который сложно понять. Но, во многом благодаря сериалу, люди захотели перечитывать именно этого автора. Как отметила Альперина, «Преступление и Наказание» от Кинопоиска это, конечно, не классическая экранизация, как и практически все проекты Кинопоиска.

Для этого онлайн-кинотеатра авторы создают альтернативные миры , ищут параллельную реальность для российской повседневной действительности. В этом его «фишка». Спикер также пояснила, как работает экосистему «Яндекса», и какую роль играет в продвижении сериала.

Был вопрос от студентов о том, что лучше смотреть фильмы или сериалы. Сусанна сказала, что зависит от конкретного проекта. Она еще лично застала эпоху перехода от кино на сериалы. Было время в российском кино, когда большие режиссёры и актёры считали, что снимать сериалы — это ниже их профессионального достоинства. Но сейчас тенденция поменялась в сторону того, что крупные режиссёры, снимавшие раньше только полный метр, берутся за сериалы, и это считается престижным.

Во многом на такую революцию в мире контента на российским рынке повлияли телеканалы ТНТ и ТВ-3, вместе с продюсерами Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым.

Сусанна рассказала и про принципы съемки фильмов и сериалов, про авторское и зрительское кино. Как разные направления привлекают зрителя. Лекция Сусанны очень понравилась студентам. Мы её ждем в ГИТР с новыми лекциями, на более большом мастер классе. И Кафедра журналистики готова с ней сотрудничать.

Фото И.С. Глебовой

—-