25 ноября в рамках мастерской Ирины Сергеевны Глебовой в ГИТР состоялся мастер-класс продюсера и генерального директора кинокомпании Black Box Production Павла Сарычева.
Павел начал мастер-класс с рассказа о своём пути в кино. По пероначальному образованию он — химик-технолог, а в киноиндустрию попал достаточно случайно. По знакомству, возникшему еще во время его работы на студии кабельного телевидения в старших классах школы, он попал в административную группу на проект «В круге первом» Глеба Панфилова.
При этом игра в КВН во время учёбы в университете пригодилась позже в период преобразований в российской киноиндустрии, связанных с массовым приходом в нее выходцев из Клуба веселых и находчивых.
За 20 лет Павел прошёл путь от администратора киноплощадки до исполнительного продюсера. При этом он признаёт, что не является сценаристом или автором историй. Его сильная сторона — организация производственного процесса, оптимизация бюджета и поиск эффективных решений.
На съёмках проекта «Большая разница» в 2008 году Павел познакомился с авторами, которые работали над проектами для СТС. Это сотрудничество привело к созданию продакшн-компании Black Box Production.
Первым проектом компании стал сериал «Психологини», выпущенный в 2017 году на телеканале СТС. Несмотря на актуальную тему и качественную реализацию, сериал не нашёл яркого отклика у части зрителей. Павел объясняет это тем, что мужская аудитория телеканала восприняла его негативно, так как сериал поднимал темы, которые могли показаться непривычными и острыми. Тем не менее, он уверен, что проект опередил своё время, и сейчас мог бы стать ярким платформенным контентом с четко выбранной женской аудиторией.
Другой крупный проект компании — спин-офф известного сериала «Кухня» под названием «Война за отель». Однако, несмотря на популярность оригинальной франшизы, сериал не добился ожидаемого успеха. По мнению Павла, за годы существования «Кухни» были раскрыты все основные сюжетные линии, а создание продолжения было сопряжено с рисками повторов и нехваткой свежих идей.
В то же время сериал «Родком», на который изначально не возлагали больших надежд, получил огромную любовь зрителей. А проект «Тётя Марта», удостоившийся премии ТЭФИ-Kids в 2023 году, стал флагманским для компании, определив её специализацию — создание семейных комедий. Павел отмечает, что семейные комедии отличаются от народных: шутки в них должны быть универсальными, понятными и забавными для зрителей любого возраста.
Сегодня Black Box Production делает акцент на зрительские проекты и максимальную оптимизацию процессов, сохраняя качество контента. Павел подчёркивает, что проекты в данной рыночной нише имеют свои преимущества: они позволяют быстро окупиться и минимизировать риски, которые неизбежны при создании дорогостоящих фильмов.
«Ты должен сам выстраивать механизм кино и просчитывать все его риски. Тогда твоя франшиза будет работать. Работать с чужим механизмом сложно, а заработать на этом — ещё сложнее. Это как купить подержанную машину: кто-то знает, как её завести, а ты не знаешь, что нужно подуть в карбюратор, чтобы она поехала».
В 2020 году компания выпустила два проекта для Института развития интернета (ИРИ).
Одним из них стал сериал «Недетское кино», изначально основанный на произведении Крапивина. Однако в работе над сериалом авторам пришлось внести серьезные изменения, так как оригинальный текст оказался сложно адаптируемым для современной аудитории.
Вторым проектом стал подростковый сериал «Политех», направленный на популяризацию среднего профессионального образования. Этот проект стал максимально успешным, вызвав интерес широкой аудитории, в том числе и в регионах.
Одной из ключевых тем мастер-класса стало развитие регионального кинематографа. Павел подчеркнул важность рибейтов — возврата части затрат кинематографистам, снимающим фильмы в регионах. В 2023 году компания сняла сериал «Политех» в Егорьевске, «Недетское кино» в Туле и «Цирк» в Самарской области. По его словам, развитие локальной киноиндустрии способно раскрыть уникальные истории и таланты, которые пока остаются в тени. В качестве примера он привёл успех якутского кино.
Павел отметил, что в регионах с нетерпением ждут фильмы, жители которых будут рады видеть фильмы, снятые при участии местных жителей. Это подтверждает премьера сериала «Политех» в Моршанске, снятого молодым режиссером Алексеем Зотовым, уроженцем этого города.
«На премьере в родном городе нашего режиссера «Политеха», в Моршанске, собрался весь город, а региональные СМИ активно освещали это событие».
Павел выделил главную проблему начинающих кинематографистов в России — стремление снимать авторское кино, ориентированное на самовыражение, а не на зрителя. В отличие от Голливуда, который ориентирован на создание зрительских проектов, в России такие фильмы появляются редко. Он также отметил нехватку контента для аудитории 8–14 лет — важного возраста, в котором формируются характер и ценности. Сегодня индустрия практически не уделяет внимания этой возрастной группе, несмотря на её потребности.
Павел завершил мастер-класс словами о том, что основа успешного кинопроизводства — это человеческие отношения и уважение внутри команды. «Как ты относишься к своей группе, так и будет делаться твой проект», — подчеркнул он.
За Павлом Сарычевым записывала Ирина Глебова
Фото И.С. Глебовой
—