27 ноября в Центральном Парке Культуры и Отдыха имени М. Горького прошла лекция «Супрематизм художника и архитектора Эль Лисицкого» в честь его дня рождения.
Корреспонденту ГИТР-ИНФО удалось побывать на лекции и узнать о пути и творчестве главного архитектора Парка Горького в 1929-1932 годах.
Лазарь Мордухович Лисицкий (Эль Лисицкий) — архитектор, дизайнер, живописец, преподаватель, фотограф, один из крупнейших мастеров авангарда.
Родился Лисицкий 22 ноября 1890 года в Смоленской области в еврейской семье. Дома говорили на четырех языках, читали Шекспира в оригинале. Любовь к живописи у Лисицкого появилась, когда они переехали в Витебск.
В 19 лет Лисицкий пытался поступить в Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию, но его туда не взяли из-за еврейских корней. Будущий архитектор не сдался и получил инженерно-архитектурное образование в Риге. После выпуска он работал ассистентом в архитектурном бюро Великовского и Клейна в Москве, а также помогал в Пушкинском Музее создавать экспозицию Древнего Египта, которую, кстати, можно посетить и сейчас.
Эль Лисицкий сотрудничал с Владимиром Маяковским, создавал обложки для сборников поэта. Свои работы выполнял в сочетании русского модернизма и еврейской культуры. После встречи с Казимиром Малевичем вдохновился супрематизмом — направлением авангардизма (разновидность абстракционизма – прим. автора) и создал известный плакат «Клином красным бей белых», посвященный теме революции.
Этот плакат хранится в Российской Государственной библиотеке.
Лисицкий предвидел наше будущее. Он разработал концепт мебели-трансформеров, проект горизонтальных небоскребов. По его наброскам создана типография журнала «Огонек». Свои архитектурные планировки архитектор выполнял в футуристическом стиле, из-за этого многие его проекты были не приняты. Так произошло с Парком Горького.
Изначально на месте парка была свалка. В 1929 году Эль Лисицкий возглавил отдел планирования Парка Горького. Он спроектировал его в стиле «Футуризм», делал плакаты для рекламы этого места отдыха. Его пригласили создать административное здание. Но конкурс на проектирование выиграл К.С. Мельников (русский и советский архитектор, художник и педагог, заслуженный архитектор РСФСР. Прим. автора), именно его планировку мы можем увидеть сегодня.
Авангардистские идеи Эля Лисицкого стремились превратить Парк в «фабрику здоровья» — главное место отдыха всех советских рабочих Москвы. В 1923 году он заболел туберкулезом и ему удалили одно легкое. После ухудшения состояния здоровья ему пришлось покинуть пост главного архитектора Парка. Кто знает, каким бы было знаменитое место, если бы идеи Лисицкого воплотились.
Текст: Анастасия Зинкевич, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ12)
Фото: https://parkgorkogo.ru/events/ ; https://tatlin.ru/articles/klinom_krasnym_bej_belyx?ysclid=m412ncx8z8448734220
—-