2 декабря в Институте кино и телевидения (ГИТР) прошел мастер-класс для студентов первого курса по безопасности на съемочной площадке.
Темами мастер-класса стали:
1. Безопасность на съемочной площадке
2. Планирование съемок
3. Технические запросы студентов
Главным спикером стал доцент операторской кафедры — Иван Алексеевич Поморин.
В. частности, он поделился своим тяжелым опытом съемок в «Крокус Сити Холле» 22 марта 2024 года. Иван Алексеевич и его съемочная группа, в которой было шесть выпускников ГИТРа, работали там в этот день. Благодаря мастеру вся команда выжила.
Встреча началась с минуты молчания в память о жертвах теракта.
Иван Алексеевич рассказал, как сохранять спокойствие в экстренных ситуациях и дал важные советы студентам.
«Техника безопасности важна на любых съемках».Иван усвоил это еще в студенчестве.
Он на всю жизнь запомнил слова своего мастера Вадима Ивановича Юсова: «Ни один кадр не должен стоить жизни».
1. «Если понимаете, где вход, поймите, где выход». Съемочной группе заранее нужно изучить план эвакуации, безопасность превыше всего!
2. Ищите тревожные кнопки. По приезде на локацию обязательно посмотрите, где ближайшая к вам экстренная кнопка.
3. «Ваша геолокация должна быть у ваших близких и родственников всегда». Родителям надо знать, куда вы едете, «Это не стыдно, это может спасти вам жизнь».
Иван Алексеевич рассказал, как во время разборов завалов девушку нашли по ее геолокации, а наша банальная привычка фотографировать место машины на паркинге может спасти жизнь, если вы растеряны или сильно напуганы.
4. С вами обязательно должны быть заряженные средства связи. Телефон — то, что позволит вам оставаться на связи.
5. PowerBank, фонарик и нож всегда должны быть с собой. «Это, конечно, обыденные вещи операторов, но у меня, например, это все было в сумке, которая лежала далеко от меня».
6. «То, что спасло нам жизнь — гарнитуры на всех ребятах из команды».
Иван Алексеевич рассказал истории других съемочных команд, у которых не было раций и гарнитур. Если один потерялся, ты не знаешь, что тебе делать. «Не стоит забывать, что террор может быть связан с нарушением связи, рация в кармане не помешает»
7. Старый, проверенный способ — Жилетка Вассермана с большим количеством карманов. Мода операторов, которая давно ушла. С ее помощью можно вытащить больше аппаратуры.
8. Не берите с собой ничего того, что вам не нужно.
«Ключи, паспорт и все, больше ничего не надо!»
9. Всегда должна быть бутылка воды
«В эвакуации выигрывает тот, кто пришел налегке!»
Рекомендации, когда что-то идет не так:
- «Первая стратегия — бежать»
Она работает, когда люди, которые представляют опасность, находятся на каком-то расстоянии. Стрелять в бегущую мишень сложно, даже для человека, у которого есть хорошая военная подготовка.
«Выбор будет всегда в сторону более легкой мишени».
- «Вторая стратегия – укрываться»
Если невозможно убежать, ищи укрытие, но не при пожаре.
- «Третья стратегия — самая плохая, начать подчиняться.»
Работает только в ситуации, когда совсем все грустно и плохо, то есть рядом стоит человек с оружием, его нельзя злить.
«Надо было ломать дверь, я сам вышел и тем самым, количество спасенных людей стало больше. Если бы я начал что-то делать в зале, я бы спас сильно меньше людей».
Своя безопасность важнее всего, когда уверены, что ты в безопасности — сможешь обеспечить ее и другим.
«Я искренне надеюсь, что вам это никогда не пригодится, но правила поведения на больших площадках, особенно в наше непростое время, нужно знать и понимать! И действительно, мы приезжаем сильно раньше, чем другие, мы можем оказать большую помощь, чем другие» — подытожил Иван Алексеевич Поморин.
Как строится кинопроизводство?
Об этом рассказал Максим Павлович Русанов, преподаватель продюсерского факультета ГИТР.
«Любой объект в кино — это такой же актер»
При правильном поиске, согласовании объекта, его подготовке, он усиливает картину, улучшает и дает хорошие результаты:
- Прежде всего нужно определиться с тем, что вы хотите получить от этого объекта. Будь то натурный или интерьерный или какие-то другие сложные объекты. Театры, музеи, выставки, железнодорожные вокзалы и так далее. Или какие-то сложные исторические объекты.
- После того как вы определились с объектами, необходимо согласовывать проведение съемок с МВД, с ФСО, с префектурами, с администрацией, с мэрией.
Все вопросы по проведению мероприятий по схемке фильмов, сериалов нужно согласовывать с кинокомиссией. Они помогают с оперативным решением ряда вопросов по поиску лучшего объекта.
Правильно сформированные технические задания помогут прежде всего подобрать нужный объект под решение задач.
Киноплатформа — единый сайт для студентов ГИТРА, находящийся в разработке, где ВЫ, в скором времени, сможете бронировать и договариваться о выездных съемках в городе.
Что должны запомнить студенты ГИТРа?
Алексей Александрович Кондратюк – директор кинопроизводства, специалист по технике безопасности, человек, который занимается локациями.
Представитель высшего руководства административного цеха. В его подчинении заместители, администраторы, которые занимаются поиском ренталов и подготовкой экспедиции, закупкой билетов, выбором объектов, согласованиями.
«Аудиовизуальный продукт, это все-таки капитан корабля, и студент должен знать и понимать очень много различных аспектов, в том числе и производственную сторону.»
Техника безопасности на съемочной площадке – одна из первых проблем в кинопроизводстве. Практически все съемочные площадки сейчас стараются проводить инструктажи перед съемочным периодом. Вас на съемочной площадке поджидает совершенно другое, что касается техники безопасности. Скажем так, ежедневно вас поджидают определенные опасности.
- Техника безопасности — это всего лишь небольшая часть из большого раздела, который называется охрана труда.
В охрану труда входят и ваши договорённости с заказчиком, это помещение, где вы находитесь, то есть условия труда, оплата труда, режим работы.
- Каждый объект по-своему имеет свои опасности, какие-то там трудности, сложности.
«Вы должны понимать, если вы едете в Ямало-Ненецкий округ, и там вас подстерегают комары, ну как минимум вы должны взять с собой спрей от комаров, москитную сетку, перчатки и так далее. Может быть сделать прививки от малярии. Если вы снимаете в какой-то пустыне, тоже вы должны понимать, что вам нужно взять с собой противоядие от змеи. Непосредственно на съемочной площадке находится огромное количество людей. Вот в аудитории тоже у нас очень много людей. Каждый из нас может чем-то болеть.»
Студенты должны понимать свою ответственность перед своими товарищами по работе, перед своими коллегами.
- Всегда проходить медосмотры
- Всегда содержать себя в хорошей физической и здоровой форме
- Соблюдать гигиену
- При выборе локации, утверждайте, давайте задание локаций, которые безопасны для актеров и для съемочной группы.
- Огромное направление — трюковые сцены.
«Это самая сложная, казалось бы, постановка трюковых сцен. Есть специальный человек, который называется постановщик трюков. Cоответственно, он в этот момент несет ответственность полную, значит, за актеров, и за всю съемочную группу. Не надо говорить, а давайте попробуем, а может быть, а ничего не случится.»
Не забывайте о технике безопасности и о правильной организации съемок – однажды это сможет спасти вам жизнь или уберечь от неприятных ситуаций.
Текст Алесия Шершнева, Юлия Цветаева, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ12)
Фото авторов и из Интернета
—-