Кино — это целая вселенная, к которой стремится прикоснуться каждый зритель, и некоторым это удается в буквальном смысле. Сейчас любой может стать обладателем культового артефакта, купив его на аукционе. Нередко предметом торга становится одежда любимого героя. Так, например, на аукционах за крупные суммы были куплены черное платье Одри Хёпберн из фильма «Завтрак у Тиффани» и туфельки Дороти из «Волшебника страны Оз».
В российском, вернее, советском кинематографе культовых предметов одежды тоже было немало, но их судьба значительно отличается. Они собирались в хранилищах государственных киностудий, накапливаясь в виде гор забытых сокровищ. Создавались наряды очень непросто. Об это корреспонденту ГИТР-ИНФО Алёне Мкртчян рассказала художник по костюмам киностудии им. М. Горького, хранитель предметно-мемориального фонда Государственного центрального музея кино Эмма Малая:
«Я работала над разными фильмами, больше, конечно, было о войне, о колхозах, больше было бытовых. И была одна картина, там два молодых человека и две девушки едут на машине путешествовать по Крыму. Сама тема подсказывала, что нужны такие «хиповые», как в то время бы сказали, костюмы. И я что-то такое сделала. Мы отсняли часть картины в Крыму, приехали обратно с руководством студии смотреть материал. И нам сказали: «Мы получаем письма от советских зрителей, которые пишут: «Вы что там в кино всех так наряжаете, все такие модные, красивые, все из себя, а я в своем сельском магазине не могу купить такую одежду!». И под давлением редактуры и руководства студии по ходу дела мне пришлось убирать все и одевать героев попроще, свести к более распространенному уровню одежды. Мы были несвободны, мало ли что я могла придумать. Героини у нас были более бытовые».
Советская аудитория была капризной, но очень увлеченной. В то время в магазинах невозможно было найти одежду, похожую на наряды героинь из кинематографа. Женщины во время просмотра фильма в кинотеатрах делали зарисовки понравившихся нарядов и несли их в ателье или шли создавать похожие дома. А, начиная с 50-х годов, в столице стали повсеместно появляться ателье, в которых можно было заказать пошив костюма или платья, опираясь на облик известных актеров. Так, наряд любимой героини размножался в больших количествах и в разных интерпретациях.
Кадр из кинофильма «Карнавальная ночь», реж. Э. Рязанов, 1956
В 1956 году на экраны выходит первый советский новогодний фильм — «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Юная студентка третьего курса ВГИКа Людмила Гурченко исполняет в нем роль Леночки Крыловой. Над ее обликом поработал художник по костюмам Константин Ефремов. Он сотворил шесть платьев, которые выдержал в стиле New Look, созданном Кристианом Диором в 1947 году. Из всех образов самым любимым зрителями стал наряд для музыкального номера «Хорошее настроение»: черное муаровое платье с облегающим лифом, узкими длинными рукавами, отложным воротничком на высокой стойке и подолом полусолнце-клёш. Интересной деталью образа стала белоснежная муфта, которая сияла на контрасте с черным платьем.
«Этот наряд эстрадный. Но тут главное — силуэт. Такая дизайнерская мысль была в зарубежных журналах. У нас казалось, что это новое какое-то дизайнерское решение, а на самом деле художники все черпали из-за рубежа» — рассказала Эмма Малая.
Людмила Гурченко с осиной талией и в наряде, созданном по законам New Look, покорила страну. После выхода «Карнавальной ночи» девушки СССР стали потуже затягивать пояса, а в ателье поступило множество запросов сшить
платье «как у Леночки Крыловой».
Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая произвел настоящий фурор в советской моде. Художник по костюму Вячеслав Зайцев одел главную героиню Зиночку в яркие, непривычные советскому зрителю цвета. Самый известный наряд картины — розовое платье с герметичной белой окантовкой, в котором художник использует сразу две длины: мини конца 60-х и миди начала 70-х. И вновь советские мастера вдохновились зарубежной
модой, это платье навеяно творчеством французского модельера Пьера Кардена.
Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», реж. Леонид Гайдай, 1973
Второе по популярности среди девушек СССР платье-мини с полосатой вставкой и намеком на морскую тематику, все это — характерные тенденции того времени.
Самый смелый наряд Зиночки — элегантный брючный костюм в сочетании с красной шляпой и перчатками. Белый цвет стал трендом эпохи покорения космоса, а удлиненный жакет — это яркая черта 1970-х. Яркий ансамбль нарядов от Вячеслава Зайцева был очень популярным среди советских модниц.
Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», реж. Леонид Гайдай, 1973
«Ирония судьбы или с легким паром!» Эльдара Рязанова стала новым хитом. Главную героиню Надю Шевелеву сыграла польская дива Барбара Брыльска, а над костюмами работа Ольга Кручинина.
«У Ольги Кручининой были большие трудности с Барбарой Брыльской, потому что она ей пошила платье, которое, с ее точки зрения, подходит учительнице. Несмотря на то, что она молодая и красивая, платье вот такое. А Барбара — иностранная актриса, она сказала: «Не буду я в этом сниматься, оно немодное!». Только авторитет Кручинной, авторитет Рязанова ее как-то убедил в нем сняться», — Эмма Малая.
Кадр из кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром!», реж. Э. Рязанов, 1975
«Немодное» платье охристого цвета очень полюбилось девушкам СССР, однако трудности у Ольги Кручинной возникли и на этапе пошива костюма. Об этом корреспонденту ГИТР-ИНФО рассказала кандидат искусствоведческих наук, исследователь истории костюма в кино и творчества художников по костюмам, соавтор книги «Ольга Кручинина. Костюмы к известным фильмам» Дина Харькова:
«Кручининой художник-поставщик показал другие эскизы, и она готовила совсем другие костюмы. За три дня до съемок утвердили актрису, и она увидела новые декорации, там все было до-другому. Поэтому ей пришлось брать платье Антонины Урановой из фильма «Опасный поворот», в котором Кручинина тоже работала, и спешно его переделывать.»
Помехой для воплощения художественных замыслов был и дефицит материалов, но дефицита идей не было никогда. Для картины «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова художник по костюмам Жанна Мелконян находила самые неожиданные решения для создания культовых нарядов героинь Людмилы и Катерины.
Кадр из кинофильма «Москва слезам не верит», реж. В. Меньшов, 1979
«Капроновые кофточки были мечтой каждой. Людмила жизнь бы отдала за эту вещь. Приобрести такую кофточку было нереально — капроновую ткань давно сняли с производства. В итоге нашли ее в небольшом провинциальном городке, в маленьком пошивочном цехе. Из нее шили школьные воротнички. Большого труда стоило отвоевать этот кусок капрона — нельзя было просто так приехать и забрать, потому что у них все по метражу было расписано. Людмила в кадре очаровала всех. А капроновый фартук пошел в народ» —вспоминает Жанна Мелконян.
А для появления Людмилы в платье в черно-белую полоску художнице пришлось распарывать матрасы на ткани, а также шить из галстучной ткани. Тренд носить белые носки с босоножками тоже возник случайно и был продиктован дефицитом средств.
«Обувь пришлось брать с костюмерных складов. Со временем кожа огрубела, скукожилась. Замачивали, растягивали. Случайное решение спасло ситуацию: белые носки с босоножками, отсылали к 1950-м» — Жанна Мелконян.
Художник по костюмам Жанна Мелконян совместно с Эдит Приеде работала и над фильмом Эльдара Рязанова «Служебный роман».
Бело-синее платье с отложным воротничком, крупными пуговицами и акцентом на талии, в которое переоделась главная героиня Людмила Прокофьевна, стало
легендарным.
Кадр из кинофильма «Служебный роман», реж. Э. Рязанов, 1977
«После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок» — письма с таким содержанием получала актриса Алиса Фрейндлих, исполнившая роль Людмилы Прокофьевны. Так кинематограф воспитывал вкус советских женщин.
Автор текста Алёна Мкртчян, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ11)
—-