Еще в 2022 году почти каждая российская фигуристка делала несколько четверных прыжков в произвольной программе. Сейчас такая сложность подвластна лишь нескольким спортсменкам. Корреспондент ГИТР-ИНФО Виктория Царегородцева решила разобраться, почему молодые спортсменки отказываются от сложных элементов.
По традиции, во время проведения зимних Олимпийских игр фигурное катание становится самым популярным видом спорта среди россиян. В Пекине 2022 выступали Александра Трусова с пятью четверными прыжками, Камила Валиева с тремя и Анна Щербакова с двумя. Сложность таких программ оценивается высокими баллами, от 250 до 270. Но что мы видим сейчас?
На последнем этапе Гран-при в Санкт-Петербурге призовые места достались Алине Горбачевой, Веронике Яметовой и Софье Важновой. Самая большая сумма баллов у Алины — 234,58. Победительница исполнила только четверной сальхов, прыжок, который подразумевает под собой заезд с дуги назад-внутрь. Серебряный и бронзовый призеры даже не совершали попытку сделать что-то более сложное, чем каскад тройной лутц-тройной тулуп, сдвоенные прыжки в четыре оборота, оба исполняются с ребра.
На том же этапе Гран-при, одна из претенденток на победу, Софья Акатьева, воспитанница тренерского штаба Тутберидзе, упала с четверного тулупа и сделала «бабочку» на лутце.
Все это приводит к неутешительному выводу: женская «фигурка» в России может прийти в упадок.
«Конвейер» маленьких девочек, которые прыгают до посинения, иссяк. Новые звезды не спешат выходить из юниоров, а уже взрослые спортсменки не стремятся выкладываться на максимум. Почему же это происходит?
Версия 1. У России забрали квоты на международных соревнованиях. Наши спортсменки больше не могут показывать свои способности всему миру.
Могло ли это повлиять на снижение сложности в программах фигуристок? Этот вопрос прокомментировала тренер по фигурному катанию — Елизавета Черевацкая.
«Здоровая конкуренция рождает борьбу, чем выше конкуренция внутри России, на международном уровне, тем выше результат. Понижение сложности программ может быть взаимосвязано с недопуском к мировым стартам, но мне кажется, что это не один из ключевых моментов»
Елизавета Черевацкая, фото из личного архива
Если дело не в мировых чемпионатах, что же тогда?
Вероника Платунова, КМС по фигурному катанию: «Россия делает все, чтобы соревнования проходили на нашей территории. Так сказать, предлагают альтернативу».
И это действительно так. Федерация фигурного катания проводит всевозможные дополнительные турниры для поддержания конкуренции: Российско-китайские игры, Чемпионат России по прыжковым элементам, «Кубок содружества» и Командный турнир «Кубок Первого канала». Соответственно, некая замена уже есть.
Версия 2. Сейчас наше фигурное катание приходит к спокойствию, череда ярких побед самых талантливых девушек завершается, а с ней и безумная битва четверных с феноменальными баллами и мировыми рекордами. В отсутствие всякой драмы зритель уходит от экранов:
Мария Земерова, фигуристка:
«Любимые фигуристки, такие как Анна Щербакова, Камила Валиева и Александра Трусова больше не соревнуются. Люди просто привыкли к ним, а после их ухода из спорта многим стало неинтересно смотреть фигурное катание»
Из личного архива Марии Земеровой
Наше настоящее — это стабильные девушки, которые знают свои сильные стороны. Некоторые имеют в запасе четверные прыжки, кому-то достаточно лишь тройных и качественной дорожки шагов. Действительно может показаться, что сложность контента сильно упала, но всевозможные рекорды давно поставлены, побиты и перебиты. Максимум человеческих возможностей уже был продемонстрирован в Пекине Александрой Трусовой. Новому поколению просто нечего дать голодному зрителю, отсюда и идут все заблуждения.
Фигурное катание действительно изменилось, но вовсе не в худшую сторону. Теперь может стать гораздо меньше искалеченных физически и морально юных спортсменок.
Текст и интервью — Виктория Царегородцева, факультет журналистики ГИТР (ДЖ11)
Заглавное фото: Александра Трусова. Фото: AP Photo/David J. Phillip
—-