
В апреле в кинозале Института кино и телевидения ГИТР состоялся открытый показ-защита курсовых проектов лаборатории Творческих студий.
Корреспонденты ГИТР ИНФО Полина Лебедева и Дарья Платова взяли интервью у студента 4-го курса режиссерского факультета ГИТР Артема Гардичева, чей документальный фильм «Покаяние» прошёл отборочный тур в финал кинофестиваля «ZILANT» (международный Казанский кинофестиваль). Жюри фестиваля прислало ему это письмо:

- Расскажи, о чем твой фильм?
— Мой фильм «Покаяние» про обычного человека, звонаря одного из подмосковных храмов — Анатолия. Это очень добрый, мудрый мужчина у которого, к сожалению, прошлое было преступным. Несколько раз он сидел в тюрьме. Это кинокартина про человека, который смог себя преодолеть, найти в себе силы изменить жизнь.
- Почему ты выбрал именно эту тему для своей учебной работы?
— Говорят не мы выбираем дороги, а дороги выбирают нас. Изначально у меня была несколько другая концепция. Я хотел запечатлеть каждый аспект церкви: хотел немного остановиться на священнослужителе, отдельно на певчих и чуть-чуть на звонаре. Но когда мы с оператором приехали на первую смену делать зарисовки, ко мне подошел Анатолий. Он по-доброму улыбнулся и спросил: “Ну что, ребят, кино снимаете?”. Я ответил: “Да вот начинаем помаленьку.” Он такой: “Ну давайте, ребят, мешать не буду.” И в тот момент я понял, что это Господь бог подсказывает мне, что именно этот человек должен быть героем моего документального фильма.
Мне интересна эта тема своей неординарностью. Потому что человек добродушный, человек мудрый, рассуждает о Боге и о мире достаточно обширно. Ну и помимо того, у него есть трагизм во всей этой истории. Я стараюсь искать героев, у которых непростая судьба, но которые нашли в себе силы преодолеть все тягости, горести.

- Какова была основная цель в работе над этим проектом? Что именно ты, как автор, хотел донести до зрителя?
— Передать на экране тонкость человеческой судьбы, что она непредсказуема и неизвестно куда нас жизнь забросит. Главное, что мы можем сделать — это поверить в себя и найти в себе силы жить по-новому. Изменить себя реально.
Герой много раз рассказывал, как он лежал один в камере и все его прошлое, весь этот смрад, все эти люди, которые его окружали – все они перед ним рисовались, как реальные. Это, конечно, был сплошной кошмар для Анатолия. Важно понимать, что, если ты приложишь все усилия для того, чтобы начать новую жизнь, Господь поможет. Господь не бросает никого.
- Как проходили съёмки? Расскажи, что было самым сложным? Какая смена запомнилась больше всего?
— Съемки проходили тяжело. Потому что жанр стал более масштабным, работа стала многограннее, соответственно, усилий от нас требовалось больше.
Если мне не изменяет память, у нас было всего 6 смен. Больше всех из летних смен мне, наверное, запомнилась третья, когда мы снимали пейзажи. Была 30-градусная жара и палящее солнце. Именно в такие моменты природа, можно сказать, была с нами в содружестве. Мы запечатлели то, что в другой день было бы запечатлеть невозможно: и шум листьев, и пение птиц, и трезвон кузнечиков. Это того стоило.

Летом я пару раз просто наблюдал за героем. И в одно из воскресений увидел, как Анатолий привозит слепого человека в храм. То есть он его сажает, помогает подойти к каждой иконе. Потом они по-доброму перекусывают около машины Анатолия. Ну и, как потом выяснилось, это Роман. Он потерял зрение после автокатастрофы. Во время одной из служб его подвели к Анатолию и попросили помочь, позаботиться, потому что родных у него нет. И, к сожалению, некому за ним присмотреть. И Анатолий согласился, он назвал это милостью Божией и заботой о ближнем. И вот они по сей день заботятся друг о друге. И для меня, как для режиссера, это был важный элемент. Было очевидно, что эпизод со слепым человеком будет наивысшей драматической точкой в моем фильме. И я поставил себе цель запечатлеть это. И, так уж случилось, мы смогли снять эпизод с Романом и Анатолием в тот же день, когда снимали звонаря на колокольни. Именно это была моя любимая смена.

- Как кафедра и зрители оценили твою работу?
— На защите присутствовала большая комиссия, много мастеров. Это и Горновский Александр Васильевич, и Капков Александр Ильич, и декан нашего факультета Савонин Евгений Александрович. И, конечно, наш мастер Васильев Алексей Владимирович, который был за каждого горой, который поддерживал нас весь показ, за что ему отдельные слова благодарности. На протяжении всего съемочного процесса, начиная от заявления темы до финальной стадии монтажа, он всегда был с нами.
Горновский Александр Васильевич: “Шикарный персонаж, тема передана настолько не шаблонно, потому что очень много снимали фильмов про религию. Вам удалось передать всю боль его переживаний. И простые, казалось бы, жизненные истины, они перенесены с таким чувством и с такой болью. Так что спасибо вам большое за фильм.”
Мне было приятно, что я смог достучаться до сердец каждого. Может быть, не совсем точно и не совсем так, как бы хотелось, но я считаю, что этот большой шаг вперед для меня, как для режиссера. И надеюсь, что дальше будет только больше.
- Как ты считаешь, что является главным постулатом документального кино?
— Главным постулатом для документального кино является полностью раскрыть тему и героя. И важно, чтобы при этом все твои наработки, все твои направления отзывались в душах зрителей. Потому что если зритель тебя понимает, и зритель готов смотреть то, что ты делаешь, значит это уже победа. Значит ты уже смог достучаться до тех, для кого ты действительно это все делаешь. Потому что мы работаем не только для себя, чтобы развиваться как профессионалы, а мы работаем в первую очередь для зрителя, потому что зритель — это наш компас земной и наш двигатель.

Интервью взяли Полина Лебедева, Дарья Платова, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ11)
Фото из личного архива Артема Гардичева
—-