
Актёр Анатолий Горячёв в моноспектакле по повести Гоголя «Записки сумасшедшего» удерживает внимание зрителей не один час и сорок минут, а уже больше двадцати лет.
Премьера спектакля «Он был титулярный советник» состоялась одиннадцатого сентября 2004 года в Мастерской Петра Фоменко, но до сих пор билеты на него раскупают очень быстро. Корреспонденту ГИТР-ИНФО Анастасии Шаминой удалось разделить все переживания главного героя повести.
Спектакль раскрывает вечную тему — «маленький человек». Аксентия Ивановича Поприщина, самого простого титулярного советника, никто не замечает, но мания величия и выдуманная реальность доводят героя до психиатрической больницы.
«Матушка, спаси твоего бедного сына!» — эта фраза звучит в начале и в конце спектакля, но воспринимается совершенно по-разному. Анатолий Горячёв в роли Поприщина испытывает на себе все стадии безумия, вовлекая в этот процесс и зрителя. Актёр находится в постоянном контакте с залом. Холод по спине проходит, когда герой смотрит полусумасшедшими глазами прямо на тебя. Такое взаимодействие обеспечивают небольшая, камерная площадка и игра актёра. Сложно не почувствовать его огромное желание быть услышанным.
Кровать на колёсиках, лестница и окно с решёткой. Актёр ловко взаимодействует со всеми этими декорациями. Реквизит в виде чайника с водой, соломенной шляпы, откусанного яблока, записной книжки и прочего помогают чётко проиллюстрировать записки героя. Свет, перемещающийся по сцене, позволяет понять в какое время суток происходит действие. Но надо сделать акцент на проекции памятника Гоголю, который то появляется, то исчезает. Герой в определённые моменты словно садится к нему на колени и ждёт каких-то советов, а может и просто одобрения, словно от матери.
От актёра невозможно оторвать взгляд. Анатолий Горячёв играет очень детально и проницательно. Он не иллюстрирует, а проживает всю боль и безумие героя. Сложно уловить момент, в который обычные мысли и рассуждения Поприщина превращаются в настоящий бред сумасшедшего. Почти с самого начала появляется сочувствие к герою. В конце, во время мольбы о помощи, сложно сдержать слёзы. Хотя в оригинальной повести, лично у меня, Поприщин не вызывал таких эмоций

Можно сказать, что в этом спектакле собрана работа трёх гениальных людей. Николая Васильевича Гоголя, чей сюжет и текст стали основой. Петра Наумовича Фоменко, который поставил этот спектакль. И Анатолия Валентиновича Горячёва, который смог погрузиться в реальность главного героя.
Текст: Анастасия Шамина, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ12)
Фото: https://www.fomenki.ru/performance/poprischin/?ysclid=m8q3ea95w3368878414
—