
В конце апреля в Московский Художественный театр имени А.П. Чехова вновь прибыл вагон с нечистой силой, чтобы понаблюдать за жизнью московских обывателей. Среди них оказалась и корреспондент ГИТР-ИНФО Алена Мкртчян.
На сцене МХТ им. А. П. Чехова развернулась масштабная постановка романа «Мастер и Маргарита», созданная венгерским режиссером Яношем Сасом. Венгерский режиссер проявил исключительное внимание к произведению – почти три с половиной часа зритель следит за развитием основных сюжетных линий.
Спектакль поражает своим размахом: в нем задействовано сто двадцать актеров, а декорации включают в себя железную дорогу с движущимися вагонами, комнатами и дверьми, и даже имитацию настоящего ливня.
Яношу Сасу было не интересно изображать сталинскую Москву, которая обычно присутствует в постановках. Он смело перенес действие в современность.
Герои, включая Иешуа (Алексей Варущенко) и Понтия Пилата (Николай Чиндяйкин), современно одеты, а на экранах над сценой мелькают кадры городской суеты, создавая ощущение происходящего «здесь и сейчас».
Опыт работы в кино позволил режиссеру органично объединить персонажей из разных эпох и миров на одной сцене. Зритель словно смотрит на происходящее глазами героев: изображение с камер, фиксирующих действие, когда персонаж поворачивается к залу спиной, отображается на экранах.
Центральный художественный образ постановки — московский метрополитен: безликие стеклянные двери, урбанистические входы и выходы, ведущие в неизвестность. Голос объявляет несуществующую станцию «Патриаршие пруды», над порталом сияет алая буква «М», которая во время бала у Сатаны трансформируется в зловещее «W». Рельсы уходят вглубь сцены, по ним, рискуя повторить судьбу Карениной, движется Маргарита (Наташа Швец) в черном пальто с кровавым подбоем. Мониторы, напоминающие камеры наблюдения, и большой экран, на котором проецируются турникеты, будка дежурного и Маргарита, с отрешенным лицом едущая по бесконечному эскалатору, создают угнетающую атмосферу.
Чувство отчужденности Мастера (Павел Чинарёв) от своей эпохи выражено несколько абстрактно. Его не гнетет никакая власть, скорее отталкивает общая атмосфера города, словно живущего под землей. Московский метрополитен, туннель, в конце которого – резкий и агрессивный свет электрички, а на выходе – такие же агрессивные вертушки и нескончаемые потоки пассажиров, стали ключевыми элементами мхатовской интерпретации. Художник спектакля Николай Симонов создал объемный символ, превратив столичную подземку в место обитания нечистой силы.
Сцены страстной любви чередуются с мрачными эпизодами из психиатрической клиники, зрелищными картинами варьете и грандиозным балом. Остроумный ведущий Жорж Бенгальский (Армэн Арушанян) активно взаимодействует со зрителями, «сеанс черной магии» разрушил четвертую стену. Дамы стремительно покидают зал, чтобы сменить наряды, а в нижнем белье появляются лишь на экранах. Свита Воланда разбрасывает фальшивые купюры с надписью «пять тысяч рублей», которые летят с потолка МХТ.
Фантастический полет Маргариты – это настоящее 5D-шоу на сцене!
Особенно впечатляет момент, когда Воланд демонстрирует Маргарите свой «живой» глобус с мигающими лампочками в местах кровопролитий, а на мониторах транслируются кадры современной хроники. Прием работает на полную катушку: осознание того, что за две тысячи лет человечество не совершило ни одного шага вперед, оказывается ошеломляющим.
Рецензию написала Алёна Мкртчян, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ11)
Фотографии с официального сайта МХТ им. А. П. Чехова

—