Выставка в Новой Третьяковке «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» станет последней значительной экспозицией перед закрытием музея на реконструкцию.
В этом году исполняется 225 лет со дня рождения Карла Брюллова, что послужило поводом для крупных выставок в ведущих музеях страны. Третьяковская галерея сосредоточилась на трех важных в его жизни и искусстве городах.

Основной акцент организаторы выставки делают на выдающийся талант Брюллова. Насыщенные и яркие цвета его работ привлекают внимание. Герои картин, особенно из «итальянской серии», настолько живые, что создается ощущение, будто они вот-вот выйдут из рам. Зритель как будто наблюдает за моментом, прерванным на долю секунды.

Петербург, где он жил до 24 лет, накладывал на него строгие рамки, требуя следовать установленным нормам. Сначала его строгим наставником был отец, который заставлял сына рисовать в обмен на еду. Затем была Императорская академия художеств, где от него требовалось писать «по правилам». Брюллов чувствовал себя в ловушке, не мог творить с душой.
В Москве художник провёл полгода, посетил Малый театр, ознакомился с архитектурой-осмотрел Кремль и подмосковную усадьбу Архангельское. Написал ряд портретов и познакомился с А. С. Пушкиным, который восхищался его талантом и даже надеялся заказать портрет своей супруги.
В Италии Карл Павлович Брюллов жил и работал с 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников.
«Roma, и я дома» — эти слова Брюллова о вечном городе были написаны в 1850 году, когда художник вернулся в Италию, на этот раз навсегда. Жизнь в Риме стала важнейшей в его биографии: именно там он создал произведения, принесшие ему известность: “Всадница”, “Итальянское утро”, “Вирсавия”.
На выставке зритель может увидеть с обеих сторон зала известные работы в жанре «итальянской жизни», как их называл сам Брюллов. Это яркие, теплые картины небольших размеров, запечатляющие моменты типичной итальянской жизни XIX века: сбор урожая, отдых, молитва, танцы.

В основе экспозиции глубокий черный цвет, который создает контраст с яркой палитрой картин. Произведения возникают из темноты, привлекая внимание зрителя.
Выставка представляет собой серьезное высказывание о творчестве мастера. Посетители смогут увидеть как знаменитые произведения, включая незаконченные портреты, так и эскизы и графику.
Экспозиция впечатляет своей силой и масштабом. В картинах Брюллова величие, но в то же время множество живых деталей, которые можно рассматривать бесконечно.
Даты проведения: с 10 июня 2025 года по 18 января 2026 года.
Автор текста и фото Вероника Бугрова, факультет журналистики ГИТР (ДЖ12)
Редактор О.В. Маякова
—
