Декан продюсерсвого факультета ГИТР Ирина Сергеевна Глебова:
Первокурсники начинают еженедельно писать статьи от продюсерского факультета — в них мы рассказываем о самых лучших спектаклях Москвы.
«ИСТОРИЯ О ТОМ КАК ВОЙНА ПРИШЛА В КАБАРЕ»
Рецензия на спектакль пьесы Александра Молочникова «19.14»
Татр МХТ им. Чехова.
Анализ темы и идеи спектакля:
Первое, что цепляет, определенно необычный жанр постановки — кабаре. Развлекательно-сатирический взгляд на самое тяжкое, что может быть в мире — войну. Александр Молочников создал удивительное театральное произведение, где трагедия Первой мировой войны раскрывается через призму ироничного кабаре. Это не просто спектакль — это дерзкий вызов привычному восприятию исторических событий. Действие разворачивается в атмосфере варьете: ярко красно-алые столики в зале, музыканты сбоку, конферансье в центре событий. Артем Волобуев, идеально вписавшийся в роль ведущего, виртуозно балансирует между юмором и трагедией, заставляя зрителя то смеяться, то замирать от ужаса. Интересно, что во время постановки ты словно сам в тех действиях, ведущий задает вопросы и грамотно взаимодействует с публикой, даже угощяет их круассаном.
Анализ драматургической целостности спектакля:
В центре повествования — судьбы простых людей, оказавшихся в трагедии войны. История показана через призму двух семей: французской и немецкой. Вчерашние мирные жители вынуждены убивать друг друга, пока их близкие в тылу романтизируют войну.
Анализ работы актеров на площадке:
Особого внимания заслуживает работа Артема Быстрова (Жан), который в конце на последнем вздохе исполняет пронзительное соло, от которого муражки не проходят пару дней после. Его игра настолько правдива, что зритель чувствует каждую секунду страданий их героев и словно проживает это время вместе с актером. Софья Райзман блестяще показывает контраст между реальностью войны и мирной жизнью. Её героиня — молодая женщина Жанна, живущая в тылу, пока её любимый (Жан) сражается на фронте. Актриса мастерски передаёт контраст между внешним благополучием парижского общества, романтизирующего войну, и внутренним миром своей героини. Райзман создаёт образ наивной, но искренней девушки, которая постепенно осознаёт весь ужас происходящего.
Анализ режиссёрских приёмов, анализ музыкальных решений композитора, световых решений осветителя, художественных, цветовых и композиционных решений художника-постановщика, сценического пространства, декораций, костюмов, грима, реквизита, работы продюсера спектакля
Посмотрев спектакль на одном дыхании, ты словно выходишь другим человеком. Постановка поражает своей силой и одновременно легкостью подачи. Через юмор и музыку режиссер доносит до зрителя страшную правду о войне. Финал, где звучит пронзительная песня о мире от единственного вернувшегося с войны Жана, он буквально с болью в голосе поет о глупости войны, что оставляет неизгладимый след в душе.
Это не просто спектакль — это крик о человечности, обернутый в яркую оболочку кабаре. Молочников создал произведение, которое заставляет задуматься о цене войны и ценности мира. «19.14» — это тот редкий случай, когда серьезное содержание не теряет своей доступности благодаря необычной форме подачи.
Оценка зрительской реакции во время и после спектакля, оценка общего впечатления от театра:
После просмотра остается тяжелое, но важное чувство: война — это всегда трагедия, какой бы героической её ни пытались представить. И этот спектакль — яркое тому подтверждение.
Автор — Алиса Шеберова, продюсерский факультет ГИТР (ДП11)
Редактор Маргарита Брюзгина (ДП11)
—
