Царское это дело: как Суздаль становился киностолицей

1000-летие города, где снято более 100 фильмов, отмечают с кинематографической помпой.

Суздаль, который отмечает свое официальное 1000-летие, успел побывать на экранах и Москвой, и Ярославлем, и уездным городом NN. Многие из его достопримечательностей знакомы даже тем, кто редко смотрит отечественное кино. «Известия» побывали на местах, узнаваемых всеми любителями отечественного кино, и увидели, что за прошедшие годы город не растерял своего очарования старины и почти не изменился.

Как всё начиналось

Впервые окрестности Суздаля появлялись на экранах в военных драмах «Баллада о солдате» и «Живые и мертвые», но там на пленку попали только дороги, ведущие к городу. Официальная же киноистория живописного русского города началась в 1964 году. Именно тогда его размеренную жизнь взбудоражил приезд трех подряд съемочных групп — фильмов «Метель», «Женитьба Бальзаминова» и «Царская невеста». Работая над черно-белой экранизацией повести Пушкина, режиссер Владимир Басов поверил совету художника Евгения Куманькова, приезжавшего в Суздаль для выбора локаций для «Войны и мира». То, что не подошло Бондарчуку, вполне устроило Басова. Роль усадьбы Гаврилы Гавриловича досталась городскому саду в Кремле, а венчание Марьи Гавриловны с Бурминым Басов снял в Никольской церкви. В съемках приняли участие местные жители, а работникам ВНИИСА пришлось потрудиться, создавая искусственный снег.

123

Фото: Мосфильм, режиссер Константин Воинов || ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Вверху: кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова». Внизу: улица Старая, 13

Но всё же именно с «Женитьбы Бальзаминова» можно вести отсчет настоящей кинематографической славы города. Комедия Константина Воинова по мотивам трилогии Островского запомнилась яркими красками, обилием комичных ситуаций и великолепным Георгием Вициным в роли мелкого молодого чиновника, мечтающего жениться на богатой. Стоит отметить, что «повесе» было на тот момент уже 47 лет. Теперь рядом с домом главного героя на Старой улице стоит его памятник, особенно полюбившийся туристам. На кадрах из фильма и современных фотографиях дома главного героя и торговых рядов видно, что за прошедшие 60 лет почти ничего не изменилось — разве что одежда прогуливающихся горожан и гостей города.

Источник —-

Со съемками фильма «Царская невеста» Владимира Гореккера по одноименной опере Римского-Корсакова всё проще — они ограничились одной локацией и полностью проходили в Покровском монастыре.

123

Фото: Мосфильм, режиссер Андрей Тарковский || ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Вверху: кадр из фильма «Андрей Рублев». Внизу: Покровский монастырь

Конечно, при разговоре о кино и Суздале особого упоминания заслуживает «Андрей Рублев» (1966–1969), «самый лучший фильм всех времен и народов», как написано на пьедестале памятника Андрею Тарковскому. При этом «смотрит» изваяние режиссера на мужской Спасо-Евфимиев монастырь, хотя съемки новеллы «Колокол» велись на противоположном берегу реки Каменки, у Покровского монастыря, ставшего местом заточения постриженных в монахинь аристократок. Никакого противоречия тут нет — просто именно напротив Спасо-Евфимьева монастыря режиссер, по легенде, понял, что будет снимать именно в этом городе. Любопытное пересечение: годы спустя итальянский поэт, художник и сценарист Тонино Гуэрра, работавший над сценарием «Ностальгии» Тарковского, настолько полюбил Суздаль, что подарил музею в Спасо-Евфимиевом монастыре свои рисунки.