Продюсеры ГИТР рекомендуют: гид по театральной Москве

Эта рецензия — мнение 18 студентов продюсерского факультета ГИТР. Их мнения обобщила Екатерина Андреева.

Впервые в истории — МХАТ им. Горького в гостях у Театра Вахтангова

Да, наверняка вы догадались, сегодня речь пойдет о постановке Галины Полищук«Женщины Есенина». Этот спектакль является знаковым в репертуаре театра МХАТа им. Горького. С момента премьеры его посмотрели уже около 70 тысяч зрителей в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

Поэт — это не тот, кто пишет стихи, а тот, кто платит за них своей судьбой. Жизнь Сергея Есенина — это вечный поиск счастья и вечное разочарование. Спектакль расскажет о тайнах детства и семьи всенародно любимого русского гения, с этой стороны на творчество и жизнь поэта еще никто не смотрел.

Известно, что в жизни Сергея Есенина было несколько больших романов, отразившихся в его поэзии. Почти все они заканчивались трагически. Он посвящал своим возлюбленным стихи, ставшие классикой русской поэзии, но не умел сохранить чувство к женщине надолго.Есенин все время ищет любовь, чувствует, что спасение — в ней, и в то же время постоянно бежит от нее. Есенин находит любовь, но нужна она ему оказывается только для творческой силы, а не для личного счастья. И за все свои стихи Есенин платит своей судьбой, своей жизнью, своей кровью.

МХАТ им. М. Горького рассказал студентам ГИТРа о поэте, обратившись к его личной жизни, к судьбам женщин, которые оставили след в его творчестве. И поскольку спектакль основан на книге Захара Прилепина из серии ЖЗЛ «Сергей Есенин. Обещая встречу впереди», за достоверность рассказа можно ручаться. Инсценировку по книге написала Елена Исаева, драматург, сценарист и поэт.

Из всего потока, эту постановку посетили 18 студентов продюсерского факультета ГИТР — приблизительно 20%. Всем она понравилось и многие написали, что сначала будут рекомендовать именно её к посещению. Совместно с ребятами, мы решили обсудить плюсы и минусы этой постановки и внести ясность в ожидания и представления любителей театра, пока не посетивших её. 

Плюсы по мнению студентов:

  1.  Главным плюсом постановки, осуществленной Галиной Полищук, является исполнитель главной роли Андрей Вешкурцев. В интернете множество негативных отзывов по поводу его игры, с которыми студенты категорически не согласились. Студенты, посетившие эту постановку, уже видели двух «Есениных»: Сергея Витальевича Безрукова в спектакле «Хулиган. Исповедь» и Игоря Неведрова в пьесе Романа Виктюка «Сергей и Айседора» — оба по их мнению гениальны! И вот третий «Есенин». Исполнителю роли замечательного поэта всего 24! Прежде всего он невероятно похож на Есенина! ГИТРовские театрали отметили, что влюблялись в этого актёра по ходу спектакля по нарастающей. Студенты сказали, что он переиграл всех своих женщин: Екатерину Стриженову (мать Есенина), Алису Гребенщикову (Зинаида Райх), Агнию Кузнецову (Галина Бениславская), Екатерину Волкову (Айседора Дункан) и др. Поэтично, пластично, чувственно, саморастратно!
  2.  Хореографическое решение некоторых эпизодов в жизни поэта: танго двух друзей-имажинистов (Есенина и Мариенгофа), трагический танец любви-ненависти между Есениным и Зинаидой Райх, кульминационный танец марионетки, какой была в жизни поэта Галина Бениславская, застрелившаяся год спустя на его могиле. Последний привел просто в дикий восторг – так была пластична Агния Кузнецова!
  3. Эффектно поданные эпизоды замедленного действия: поэтические дуэли в «Стойле Пегаса», семейные разборки с женами, драки Есенина в кабаках и западноевропейских отелях, пребывание поэта в психбольнице.
  4. Оригинальные режиссёрские находки: огромное колесо во всю сцену, превращающееся то в деревенскую избу, то в пароход, то в типографию, то в номер западноевропейского отеля, к тому же окрашивающееся (в зависимости от места действия) в соответствующий цвет; скрученный из простыни свёрток, вдруг становящийся кричащим младенцем; вентиляторы, создающие в разных мизансценах эффект ветра, то кружащего осеннюю листву, то уносящего денежные купюры.

Минусы по мнению студентов:

  1. Обилие чересчур откровенных сцен. У 15 из 18 человек сложилось ощущение, что они приглашена в чью-то спальню.
  2. Отсутствие танцующей Айседоры Дункан. Дункан, по мнению ребят, должна была танцевать, а не размахивать руками-крыльями в огромном балахоне. Сильно не хватило её знаменитых свободных танцев. Ведь она обрела всемирную известность благодаря необычной манере танца босиком, состоящего из импровизированных лёгких шагов, пробежек, прыжков и выразительных жестов.
  3. Два совершенно лишних объекта: девушка в майке и каких-то широченных шортах с баяном (оказалось, что она символизировала «разгульную, израненную, измученную душу») и девушка-дерево (поклонники есенинского творчества прекрасно осведомлены о древесных мотивах в лирике Есенина). Стало жаль молодых актрис, которым выпало «счастье» вышагивать по сцене в таких странных мельтешащих образах.
  4. Провокационный образ матери Есенина. В пьесе показана молодая женщина, которая не любит своего мужа и изменяет ему, даже рожает ребёнка от другого. Её разгульная жизнь идёт параллельно любовным романам сына. Таким образом авторы пьесы ставят мать Есенина в один ряд с его возлюбленными. Этот подход к интерпретации материнского образа студентам пришелся не по вкусу. Но никаких претензий к исполнительнице данной роли Екатерине Стриженовой, которая сыграла её просто превосходно, у них абсолютно нет. Ребята были поражены её реалистичным вживанием в быт обыкновенной русской крестьянки.

Билеты на спектакль можно приобрести на 6, 7, 8, и 9 июля. Не забывайте пользоваться студенческими скидками и Пушкинской картой!