Всероссийский опрос «Киногерои поколений» предвещает бум молодёжного кино

Результаты Второго всероссийского опроса медиахолдинга «Цифровое Телевидение» о том, каких героев ждут россияне, какие фильмы и каких актёров считают культовыми, презентованы в рамках деловой программы Российской креативной недели. Сразу после представления итогов состоялась дискуссия «Киногерои поколений». Ведущие эксперты киноотрасли обсудили новые тренды в потребительских привычках зрителя.

Ведущие эксперты отрасли оценили результаты исследования зрительских ожиданий

Участники панельной дискуссии согласились, что спрос на новых киногероев и честное нешаблонное кино у зрителя растёт, они отметили необходимость давать дорогу молодым кинематографистам. Именно им предстоит наладить диалог со вступающим во «взрослую» жизнь поколением «зумеров» (14–25 лет) и грядущим поколением «Альфа» (13 лет и младше).

«Целью исследования было показать даже не какой герой нужен каждому поколению, а какая есть между этими поколениями разница. Данное исследование показывает, что писать и снимать для молодого поколения должны люди этого же поколения. Хорошо, что старшим из них уже 26–27 лет и в целом они могут создавать те смыслы и те модели повествования, которые будут близки конкретно этому зрителю», — сказал исполнительный директор Фонда кино Фёдор Соснов. Он также обратил внимание на то, что индустрия воспринимает поколение зумеров как довольно крупный сегмент потребления: «Мы не так давно вышли на значительно большие объёмы производства национального контента. Мы выросли буквально в эпоху пандемии, когда здорово увеличились вложения и холдингов, и государства в создание аудиовизуальной продукции, и сейчас мы переживаем первые последствия роста объёма кинопроизводства. Сейчас в России выходит до четырёх сериалов в неделю, все борются за внимание аудитории. В ближайшее время мы увидим рост количества контента, который будет ориентирован именно на аудиторию „зумеров“».

Генеральный директор Института развития интернета (АНО «ИРИ») Алексей Гореславский отметил, что представители поколений X, Y и Z объединены сквозными ценностями и склонны романтизировать то, что их окружает и по-настоящему волнует. При этом представления о героях черпаются не только из кино, но и из медиа в целом. Он отметил, что уже сейчас пора задумываться о контенте для подрастающего поколения «Альфа».

«Три года назад ИРИ стартовал с молодёжным контентом. Это была линейка сериалов, многие из которых сейчас на слуху: „Трудные подростки“, „Френдзона“, „Новенький“, „Сама дура“ и так далее. Перед нами стояла принципиальная задача — работа с молодёжью. И мы рассчитывали, что эти проекты будет смотреть аудитория от 18 до 22 лет. Так оно и вышло. Но за три года эта аудитория выросла и оказалась на грани поколения Z (23–25 лет). Но для тех, кому сейчас 16 лет, эти сериалы не столь привлекательны. Поэтому нужно омолаживать контент. Запрос на это колоссальный. Мы в прошлом году поддержали несколько проектов для подростковой аудитории 10–16 лет. Посмотрим, что из этого получится. Возможно, когда они будут готовы, то их целевой аудиторией как раз и будет поколение „Альфа“», — поделился глава ИРИ.

Со своей стороны, глава медиахолдинга «Цифровое Телевидение» Роберт Гндолян отмечает, что, по данным исследования, спрос на героя «из реальной жизни», с которым зрителю интересно себя сопоставлять, — растёт: «Мы проводим этот опрос два года подряд, потому что контентное предложение радикально изменилось. И нам, как производителям и покупателям контента, необходимо знать, что интересует и волнует зрителя. Исследование показало, что сформировался запрос на правдивый и реалистичный киноконтент, зритель хочет видеть рабочие профессии, военнослужащих, врачей, учёных, предпринимателей. Но это касается не только героев, но и историй и того, как их нужно рассказывать. Для этого нужна интуиция. Нужно быть честным перед зрителем, отвечать его интересам. Тогда такое кино будет вызывать резонанс в обществе и иметь коммерческий успех». 

Вызовы момента потребуют от продюсеров смелости и даже дерзости — в этом убеждена заместитель генерального директора, глава Дирекции маркетинга и внешних коммуникаций телеканала «Россия 1» Ясмина Бен Аммар: «Любые исследования, опросы всегда интересны, но это показатель сиюминутных желаний. Вчера ты хотел одного, а завтра тебя увлекает другое. Сегодня ты в поколении Z, не успеешь оглянуться, а уже в Y — с потребностями в новых героях. Что первично: запросы и ожидания аудитории или месседж современного кино, которое само и формирует у зрителей образ фильма-мечты? Сомневаюсь, что за два года до выхода фильма „Движение вверх“ нашлось бы много желающих посмотреть кино про тренера баскетбольной сборной. Оказалось, да, именно этого зритель и ждал, сам не ещё не осознавая, не формулируя этот духоподъёмный, объединяющий поколения тренд. А „Чебурашка“? Когда производители Yellow, Black and White объявили о старте съёмок, только и слышали: „Как вы могли посягнуть на святое?” Но рискнули — и „бумеры“, и „зумеры“  счастливы».

Вадим Верещагин, гендиректор крупнейшей в России кинопрокатной компании «Централ Партнершип», отметил, что аудитория порой сама не знает, какие именно ей нужны герои, а новостной фон меняет предпочтения за время производства кино, поэтому угадать формулу успеха довольно сложно. Но это не значит, что не нужно пытаться её вывести, проверяя разнообразные гипотезы в прямом взаимодействии со зрителем и давая такую возможность молодым кинематографистам. В качестве примера Верещагин привёл инициативу показа коротких метров выпускников киношкол перед сеансами в кинотеатрах. «Мы сможем протестировать этот контент бесплатно на широкой аудитории, таким образом сможем раскрыть новые таланты и понять, на что аудитория так или иначе реагирует. Как раз эти выпускники — это и есть наше поколение Z. Мы поймём, какие герои нам нужны сейчас», — сказал Вадим Верещагин.

Глава компании СТВ, продюсер Сергей Сельянов выразил уверенность, что кино должно быть многообразным и разнообразным, стоит делать как киновселенные, так и авторское кино, которое может посмотреть всего три человека. Среди открытий исследования, взволновавших Сергея Сельянова, — высокая востребованность героя из мира науки у зрителя. Запрос на такого персонажа, хотя и снизился за последний год, всё ещё остаётся в топ-5 «профессий киногероев»: «Меня эта тема волнует. Я очень расстроен даже не тем, что фильмов нет, а тем, что… учёных нет в повестке, в реальной жизни мы их не очень встречаем. Это правда жизни, это очень странно и это недооценка». 

Иван Кудрявцев, директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое Телевидение», подводя итоги дискуссии, согласился с Сергеем Сельяновым: «Раз мы строим страну, которая должна осуществить рывок в будущее, наука и инновации должны войти в число магистральных тем кино. Важно вернуть большую отечественную науку в ежедневную повестку зрителя. Кино здесь не отстанет от жизни точно. Появится новая плеяда героев и фильмов, которые будут вдохновлять в том числе и наших учёных на открытия и изобретения». 

Участники дискуссии также отметили выявленную опросом разницу в «насмотренности» поколения «зумеров» с поколениями Y и X. Разницу эту, по мнению экспертов, молодёжь сможет нагнать, поскольку, как показывает опрос, российские фильмы и сериалы она смотрит не менее активно, чем зарубежные (разница в пределах статистической погрешности). 

Эксперты согласились, что исследование в целом свидетельствует об укреплении позиций и потенциала отечественного контента на национальном рынке.

Александра Урусова

Пресс-секретарь медиахолдинга «Цифровое Телевидение»