Денис Аникин – практикующий оператор на НТВ, он снимал известные российские ситкомы и документальные фильмы. Корреспонденту ГИТР-Инфо Полине Ивановой удалось взять у него короткое интервью.
- Денис, как вы узнали о профессии оператора?
Все началось с детства. Когда я был маленьким, то очень любил смотреть телепрограммы и мультфильмы. Взгляд взрослых всегда был прикован к программе «Время», а я смотрел на ведущих и пытался разобраться: как все это устроено, как они работают. Это мотивировало меня и приблизило к мечте, ведь еще тогда я понял, – телевизор приковывает всех без исключения!
- А как вы попали на ТВ?
Когда я учился в Удмуртском государственном университете по специальности «инженер-физик» и писал дипломную работу, то как и все студенты нуждался в финансах, устроился администратором на местный телеканал «Новый регион». Я сам интересовался, приставал к операторам с расспросами о съемочном процессе, о камерах и их использовании. Мне казалось, что это довольно просто: взял, навел на кого-то камеру, да и снял. Тем более я занимался в фотокружке, базовые знания были. Но, однажды, напросился на съемку, повезло, что начальство отпустило, и я поехал снимать репортаж о спортивном событии на DV-CAM.
Меня, физика по образованию и оператора без опыта, похвалили, ведь я снял все по правилам композиции. Но следующая работа была снята в качестве стажёра на телеканале и с «суперкой» (прим. Super VHS —камера, позволяющая получить цветное изображение более высокого качества.) Но в 2005 году я ушел с канала и понял, что хочу развиваться дальше, уже в Москве.
- Какие трудности вы испытали при переезде?
Перове время было сложно, я прошел множество телеканалов, подготовил портфолио, но получал отказы. И тут судьба мне дала шанс. Меня пригасили на стажировку в шоу «Времечко» на телеканале АТВ. Отбор был очень сложный, на мои работы не хотели смотреть и холодно отвечали: «Посмотрим, как будешь вести себя с камерой (улыбается). Ко мне скептически относились в силу моей неопытности, но придирки закончились, когда удалось показал себя с лучшей стороны. А еще, благодаря этой программе я впервые прыгнул с парашютом.
Позже, мы начали снимать реалити-шоу «Шанс» с Михаилом Пряниковым.
- Знаю, что Вы снимали сериалы, расскажите насколько это был интересный опыт?
Бывшая коллега предложила сходить на собеседование — телекомпании требовались операторы. Я очень загорелся, ведь когда выпадет шанс работать над сериалом, да еще и с таким прекрасным актерским составом! Меня поставили на сериал «Моя прекрасная няня». Попав на съёмочную площадку, у меня «отвисла челюсть» – такую «модную» технику я еще не видел, оказалось она сильно упрощает съемочный процесс, по сравнению с тем, чем мы пользовались на ТВ. По истечении времени проект закрыли, а я уехал в длительную командировку и уже забыл про кино, но… мне позвонили и предложили поучаствовать в запуске сериала «Кто в доме хозяин?», сняли 150 серий, потом новый проект, кстати, мой любимый – сериал «Воронины». Я уже, к сожалению, не помню сколько было отснято серий, думаю, более 250 точно.
- Расскажите о самом запоминающемся съемочном дне за всю вашу карьеру.
Снимая документальный проект «Балтфлот», мы проходили «посвящение в подводники», нужно было выпить за раз плафон с 0,75 миллилитрами «забортной» воды. До сих пор помню этот мерзкий, соленый вкус. Последствия у каждого были разные: кто-то промывал желудок и часами находился в гальюне, а кому-то ничего.
- А есть поучительная история, которая преподала вам значительный урок?
Мы работали на важном мероприятии в ГосСовете, освещали политическое событие и брали интервью.
Я ошибся, когда переставлял камеру и не выключил запись. Когда спикер сидел в кадре, вроде бы включил камеру, но на самом деле – нет. Вернувшись в студию и начав разбирать материал, меня бросило в холодный пот: есть только кадры, где я переставлял камеру.
Хорошо, что коллеги с другого канала записывали беспрерывно и предоставили нам материал.
Тогда я понял – нужно всегда проверять все.
- Согласны ли Вы с утверждение, что российское телевидение «умирает»?
Вовсе нет! В YouTube все приходит из телевизора и многие ведущие на просторах Интернета – бывшие телевизионщики. На телевидении грядут большие перемены.
- Как вы думаете, как главная задача стоит перед оператором?
Видеть, и под этим словом подразумевается все: видеть объект и кадр, просчитывать монтажную фразу и видеть все вокруг себя. Рассчитывать шаги камеры и знать наперед, какой момент нужно поймать следующим – залог успеха.
- Какой совет вы можете дать начинающим операторам?
Старшие операторы всегда советовали смотреть картины и старые фильмы – с этим я согласен до сих пор. Те приемы, которые применяли тогда, актуальны и сегодня.
Нужно уметь монтировать – это важно и пригодится всегда.
И стоит наблюдать и познавать мир, ведь столько дорог открыто в Интернете. Чем дольше смотришь, тем больше видишь.
Материал подготовила Полина Иванова, факультет журналистики (ДЖ11)
Фото из личного архива Дениса Аникина
—