ВЦИОМ: Социальные сети и мессенджеры: вовлеченность и предпочтения

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о пользовании социальными сетями и мессенджерами в России.

Сколько времени проводим в соцсетях…

Социальные сети и мессенджеры прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня их функционал не ограничивается обменом сообщениями и предоставляет массу возможностей для учебы, работы и отдыха. Результаты самооценки в ходе июльского опроса показывают, что 86% россиян, пользующихся хотя бы одной социальной сетью или мессенджером*, проводят в них время практически ежедневно; среди молодежи 18-34 лет доля ежедневных пользователей близка к абсолютной (18-24 лет – 92%, 25-34 лет – 94%). Сервисы общения и просмотра контента по регулярности пользования заметно опережают вовлеченность в такие повседневные практики как просмотр телевизора (50%), пешая прогулка (48%), чтение книг (27%) и занятия спортом (15%).

Регулярные пользователи социальных сетей и мессенджеров с коммуникационным функционалом (ВКонтакте, WhatsApp, Telegram, Одноклассники и пр.) в среднем тратят на них 272 минуты или 4,5 часа в день**. Показатель ощутимо выше среди молодежи 18-24 лет – на обмен сообщениями, чтение ленты новостей, звонки и другие активности молодые люди в среднем тратят 493 минуты или более восьми часов в день.

Больше всего времени в сети*** пользователи проводят во ВКонтакте – 129 минут в сутки. На втором и третьем месте TikTok и Telegram – 125 и 123 минут соответственно.

…и какой контент потребляем?

Новостные сообщества возглавляют рейтинг самых популярных подписок российских пользователей социальных сетей (77%). Далее с ощутимым отрывом идут образовательные (41%), юмористические (35%), развлекательные (33%) и научные (30%) сообщества. Четверть опрошенных подписаны в социальных сетях на страницы о путешествиях (24%), каждый пятый – на группы о природе и домашних животных (по 20%). Столько же увлекаются психологией и медициной (22% и 20% соответственно).

Подписки в социальных сетях имеют гендерную специфику. Мужчины чаще, чем женщины интересуются новостями (81% vs. 74%), наукой (41% vs. 22%) и спортом (21% vs. 11%), а женщины – уходом за собой (30% vs. 2% мужчин), психологией (30% vs. 12%), медициной (26% vs. 11%), домашними животными (25% vs. 12%), воспитанием детей (18% vs. 5%), модой и стилем (17% vs. 3%).

Старый мессенджер лучше новых двух

Несмотря на высокую популярность социальных сетей и мессенджеров, отношение российских пользователей к новым сервисам достаточно настороженное: каждый второй опрошенный соглашается зарегистрироваться в таковых только в случае крайней необходимости — по работе и/или по рекомендации близких (51%). Около четверти россиян предпочитают дождаться отзывов от друзей или публичных людей и только после их рекомендаций становятся пользователями новой соцсети (28%). Чаще других возрастных групп этой стратегии придерживаются молодые люди (18-24 лет – 34%, 25-34 лет – 35% vs. 22-27% среди россиян 35+ лет).

Заметно реже среди россиян встречаются осторожные, не готовые ни при каких обстоятельствах регистрироваться в новой социальной сети (6%), а также открытые новому, любознательные и пробующие работу новых социальных платформ почти без раздумий (5%). Как показал опрос, последних больше среди самой младшей когорты, молодежи 18-24 лет – 10%.

*Целевая аудитория исследования – россияне, которые пользуются хотя бы одной социальной сетью или мессенджером (приложением для передачи сообщений/ звонков).

**Среднесуточный показатель продолжительности пользования социальной сетью/ мессенджером рассчитан на основе серединного значения выбранного временного интервала и веса (доли) пользователей, выбравших этот интервал. В минутах. Предварительно респондентам задавался вопрос о регулярности пользования 15 социальными сетями и мессенджерами с коммуникационным функционалом (ВКонтакте, WhatsApp, Telegram, Одноклассники и др.).

***Среднесуточный показатель продолжительности пользования социальной сетью/ мессенджером рассчитан на основе серединного значения выбранного временного интервала и веса (доли) пользователей, выбравших этот интервал. В минутах.

Источник