Валерия Монашева: ГИТР — это практика

Интервью с выпускницей факультета журналистики Института кино и телевидения (ГИТР) Валерией Монашевой взяла корреспондент ГИТ-ИНФО Милена Мулаева.

  • Когда и как ты поняла, что хочешь связать свою жизнь с профессией журналиста?

Мне всегда нравилось писать, в 5 лет написала свое первое произведение «Сказку о котятах». Я тогда не знала, что такое точки и запятые, знала только печатные буквы, и не всегда писала их в нужную сторону. В 11 лет  я пошла в детскую школу тележурналистики в родном городе, там и сформировалось четкое желание быть журналистом, потому что мне понравилась «движуха» с телевидением, с написанием текста, с работой в кадре.  

  • Как ты думаешь, какими качествами должен обладать журналист?

Этот вопрос у меня спрашивали при поступлении. Тогда я ответила:  «Журналист должен уметь располагать к себе людей, чтобы получать нужную информацию». Мне сказали, что это неправильно и журналист должен быть любопытным. И правда, без любопытства он не узнает нужную информацию, как бы хорошо не расположил к себе человека, он просто пропустит это мимо ушей. Журналист должен быть очень смелым, любопытным, уметь отстаивать свою точку зрения, быть пробивным. А вообще, мне кажется, журналист должен обладать всеми возможными качествами, ему пригодится все.

  • Почему ты выбрала именно ГИТР, а не любой другой институт? 

ГИТР = практика. После 11 класса я хотела что-то делать, снимать, писать. Ни один институт не давал такую возможность как ГИТР. Об этом решении я ни разу не пожалела, потому что, списываясь со своими друзьями, которые тоже поступали на журналистику, но в другие вузы, я рассказывала, что моя курсовая состоит из съемки специального репортажа в конце первого года обучения. Для них это было шоком, поскольку, в конце 1 курса они снимали только  стендап на телефон, а курсовая у них была не в формате видео, а в письменном виде более чем на 40 листов.

  • Третьекурсники ГИТРа снимают ток-шоу. Расскажи о своём опыте. 

Ток-шоу это вообще отдельная история. Нас делили на бригады, я была сценаристом в основном, а также два раза посчастливилось побыть ведущей. В роли ведущей было страшно, волнительно, меня бросало то в жар, то в холод. Я учила текст два дня,  потому что фестиваль «Телемания» проходит в прямом эфире, хотя я до этого клялась, что никогда не буду работать в прямом эфире. Но в итоге  все-таки вела прямой эфир, нас поддерживали и говорили, что будет трудно. За десять секунд до эфира у моего соведущего ломается «ухо» (связь с шеф-редактором, который координировал нас во время прямого эфира, говорил, когда начинать говорить и просто вел бы нас по верстке ток-шоу). Мне приходилось его как-то пинать по коленке, чтобы он сообразил, что нужно начинать вести программу. Работать на ток-шоу было очень круто, было сложно, но очень интересно и после каждого эфира независимо от роли, начинаешь ощущать себя победителем и что можешь горы свернуть в этот момент.

  • Есть теория «кризис третьего курса», говорят, что студенты разочаровываются в своей профессии, было ли у тебя такое? 

Мне кажется этот кризис проявляется, потому что к третьему году обучения студенты уже более менее погружаются в профессию, видят какие-то недостатки работы, подводные камни и могут разочароваться. Лично у меня , не скажу, что это было разочарование, просто на 3 курсе я как раз устроилась на работу, организовывала съемки, выезжала и брала интервью, расшифровывала его, очищала авторские права и искала материал. И когда я попала на это производство, то просто обалдела от объема работы, потому что одно дело в институте есть возможность снимать один документальный фильм целый год, а на репортаж тебе дают целый месяц, и ты понимаешь, что ты учишься, и если ошибешься, то ничего страшного не будет. Но когда выходишь на работу, начинаешь чувствовать ответственность. В какой-то момент я устала от всего. У меня был переломный момент и после него я была на 100% уверена, что правильно выбрала профессию. 

  • Какой курс для тебя был самым запоминающимся?

Третий. Во-первых, это ток-шоу, это самый интересный опыт за всю мою жизнь. Во-вторых, мне очень понравилось делать документальные фильмы. Именно на 3 курсе я влюбилась в производство документальных фильмов от начала и до конца, от изучения и погружения в тему, написания сценария, монтаж, выезд на съемки, это все было очень круто.

  • Будешь ли ты вспоминать студенческую жизни? Какой она была для тебя?

Конечно буду, это было так ярко и к сожалению так быстро и мало. Именно в ГИТРе у меня появились друзья в Москве.  Когда я сюда приехала, знакомых в Москве не было и именно в институте я с кем-то познакомилась, подружилась, сейчас этих людей я могу назвать близкими.

  • Успела ли ты уже поработать по профессии и где? 

 Впервые по профессии поработала на 2 курсе, корреспондентом, нужно было снять блиц-опросы, смонтировать их и быть на съемочной площадке. Второй раз на 3 курсе, устроилась Пятый канал, на программу про жизнь советских звезд.  Снимали документальный фильм-расследование о том, что Майкл Джексон якобы жив. Третий проект над которым я работала— фильм для Первого канала про спортсмена Боброва. 

  • Какие у тебя планы на будущее?

Как таковой конкретной цели пока нет. Знаю только, что хочу работать по профессии и попробовать в ней все, а дальше буду решать по обстоятельствам. 

  • Какие советы можешь дать будущим журналистам?

Я сама еще только будущий журналист. Могу посоветовать людям студентам. Не зря говорят: «Если долго куда-то идти, в итоге куда-то придешь».  Главное просто что-то делать, не бояться и в итоге всё обязательно получится.

Интервью взяла Милена Мулаева, факультет журналистики ГИТР

Фото из личного архива Валерии Монашевой