Три головы «Кентавра» в павильоне ГИТРа

День 11 октября в Институте кино и телевидения (ГИТР) прошел под знаком Кентавра — днем в кинозале показали игровой фильм «Кентавр», а ближе к вечеру в ангаре состоялась встреча с режиссером Кириллом Кемницем и двумя членами его съемочной группы — сценаристом Михаилом Зубко и продюсером Дмитрием Литвиновым.

Встреча прошла рамках фестиваля «Телемания». Дискуссию в главном съемочном павильоне института о рождении фильма вел третьекурсник ГИТРа Артем Николаев.

От режиссера Кирилла Кемница студенты узнали, что первоначальный сценарий сильно отличался от конечного. Авторы сами долго не могли понять, кто из героев фильма главный, и переписывали текст около 5-6 раз. 

Если сценарий писался под конкретного актера – Юру Борисова, то главная женская роль была отдана далеко не первой кандидатке. Выбор остановился на Анастасии Талызиной, в ней режиссёр нашёл «сложный синтез актёра, который, с одной стороны, может сыграть прожённого жизнью человека, но при этом быть в какой-то момент хрупким, чувственным».

Видимо, одна из составляющих успеха фильма в том, что Миша Зубко писал его во многом про меня, про вещи, которые мне хотелось бы лично рассказать.

У каждого из наших гостей свой путь в кино. Кирилл вдохновился творчеством своего отца, художника кино Ярослава Кемница, который когда-то преподавал в ГИТРе. 17 лет назад он поступил на режиссерский факультет ГИТРа.

Сценарист Михаил Зубко познакомился с кинорежиссёром, продюсером Тимуром Бекмамбетовым в 2005 году на первом экономическом форуме в Санкт-Петербурге, когда делал с партнёром инвестиционный фонд по привлечению частных денег в кино. Презентация проекта понравилась Тимуру и он позвал Михаила работать в свой продакшн. Будущий сценарист всегда любил кино, но никогда не любил съёмочную площадку, хаос и очень сильно переживал по этому поводу. Поэтому он избрал путь драматурга – автора, который может чувствовать себя чуть свободнее от всей «киносуеты».

«Я люблю кино, но ненавижу его делать» — так Михаил комментирует своё решение стать сценаристом.

Продюсер Дмитрий Литвинов – кандидат экономических наук, кинодистрибьютор, издатель. Его путь продюсера начался с далёкого 1999 года, когда он работал в команде, которая открывала кинотеатры после кризиса 90-х (среди открывшихся – «Победа» и «Пионер»). После Дмитрий долгое время занимался рекламным бизнесом – был промопродюсером российских и зарубежных фильмов. В 2003-м он с партнёрами купил «Бюллетень кинопрокатчика», который стал основным индустриальным СМИ в России по кино и телевидению. Своим «папой в кино» он называет Сергея Сельянова, «который привил вкус».

«Я про маркетинг, про дистрибьюцию, про деньги, про всё, что связано с успехом кино» — продюсер фильма Дмитрий Литвинов.

Ведущий ток-шоу Артем Николаев поинтересовался у каждого члена съемочной группы фильма, насколько нужно кинообразование сегодня?

Дмитрий Литвинов, который продюсирует многих дебютантов, говорит, что всё зависит от профессии. Актер может и не иметь образования. Оператору, режиссеру оно необходимо. Даже продюсеру, который должен понимать, как устроен рынок. Многие продюсеры впоследствии получают режиссёрское дополнительное образование, чтобы видеть кино глазами режиссёра.

Кирилл Кемниц: На самом деле всё индивидуально, мы знаем много талантливых специалистов без образования. Образование хорошо тем, что ты регулярно занимаешься.Хороший режиссёр — это тот, кто умеет снимать, снимает, снимает и ещё раз снимает. Большой плюс, когда есть мастер, с которым у тебя совпадает видение. Главное — практика, она помогает понять свой стиль и кто ты.

Михаил Зубко: Проблема в том, что почему-то все занимаются препарированием известных фильмов. В этом есть методологический изъян. Нужно учить не то, как хорошее кино устроено, а как устроено сознание сценариста. Идти на сценарные курсы имеет смысл, когда ты много пишешь, потому что тогда ты знаешь себя как автора и свои проблемы. Вот у меня, например, с логикой проблемы, я люблю писать эмоционально и ненавижу выстраивать «петельку, крючочек», когда всё должно быть связано – меня это бесит. Единственный навык, который отличает хорошего сценариста от плохого — умение переписывать столько, сколько надо.

Кирилл Кемниц никогда не любил школу, закончил 10 и 11 класс экстерном, чтобы побыстрее поступить в институт.

В ГИТРе я встретил единомышленников, тех, с кем я разговаривал на одном языке. Я до сих пор слушаю лекции Евгения Викторовича Жаринова , который у меня преподавал. У меня об институте остались только классные воспоминания. Помню очень классное чувство, когда сел монтировать свою работу на 1 курсе в жанре Автопортрет. Я понял, что она честная для меня, смонтировал её за несколько часов. Она о том, что в нас много разных каких-то личностей, глубины.

У Кирилла Кемница в этом году уже выходит новый фильм «Я – Медведь» — режиссёр отошёл от своего привычного жанра – триллера, боевика — и снял семейное драмеди на Новый год.

Текст — Алиса Байнетова, факультет журналистики (ДЖ31)

Фото — Мария Добронравова, операторский факультет ГИТР (ДО31)