Из ГИТРа в Лачин и обратно

12 октября в кинозале ГИТРа прошёл первый день показа работ из лонг-листа фестиваля «Телемания» 2023. Корреспондентам ГИТР-ИНФО удалось взять интервью у режиссера фильма «Лачин» Эдварда Казаряна и помощника постановщика Арена Ерганджяна. 

  • Что стало основанием для съемок твоего фильма?

Э. Казарян: Это история задумывалась как самая обыкновенная комедия. Была мысль снимать что-то про курортные романы. Мой продюсер предложил снять что-то более серьезное, то что меня волнует. Как раз недавно закончилась война за Нагорный Карабах, и я подумал, что мне стоит взять именно эту тему, тем более что некоторые из моих родственников тем или иным образом являлись участниками этого события. 

  • И. Емельянов: Столкнулся ли ты с какими либо трудностями при создании картины?

Э. Казарян: Основная сложность заключалась в финансах. Мы рассчитывали на помощь со стороны армянских меценатов. Я обратился за финансовой поддержкой ко многим известным армянским медийным личностям. Везде получал отказ. Денег на эту работу было мало. Поэтому она получилась не очень яркой по локациям, на реквизиты, на визуальные эффекты. 

  • Как ты думаешь, может быть у твоего фильма продолжение? 

Э. Казарян: Я об этом думал. Я получил предложение от Союза армян России сделать двухактовый спектакль по моему фильму. Но, я отказался, поскольку столкнулся с очень резкой критикой с стороны армян. Они не могли понять, как армянин может вот так вот просто взаимодействовать, общаться с азербайджанкой. Рана, оставшаяся от войны за Нагорный Карабах, еще слишком свежа, чтобы люди могли это принять.  

  • И. Емельянов: Что ты чувствовал, когда показывали твой фильм? 

Э. Казарян: На первых показах я очень сильно нуждался в оценках, потому что, когда ты проделал такую огромную работу, ты ждешь отдачи зала. Я не сильно переживал, поскольку знал, где зритель будет усмехаться, где он будет шмыгать носом, а где встанет и выйдет из зала. Порадовало, то, что при просмотре фильма была тишина. 

  • И. Емельянов: Ты считаешь свою работу удачной? 

Э. Казарян: Да, на данный момент это моя самая удавшаяся работа. Тут совпало много факторов. Хороший актёрский каст, хороший сценарий, сеттинг, актуальность, проблема. Эта работа охватывает мировые проблемы. Даже если поменять актеров и поставить любые другие враждующие стороны, она все равно будет работать, она понятна. 

  • Есть ли у тебя планы на будущие проекты, может быть уже существует готовая идея?

Э. Казарян: Да, думаю, что в следующих работах я буду поднимать какие-то более общечеловеческие проблемы. Перестану работать по острым актуальным темам, потому что они так или иначе со временем канут в Лету. Но тем не менее, хочу остаться в жанре трагедии. 

  • Есть ли у тебя какая то мечта, и если есть, связана ли она с твоим родом деятельности? 

Э. Казарян: Я редко задумываюсь о своих мечтах. Я ставлю себе цели. Возможно, цель для меня это и есть мечта. Думаю, реализоваться в профессии и получить признание. 

  • Эдуард, как найти свою тему для фильма и занять жанровую нишу, в которой у тебя лучше всего получается реализовывать идеи?

Э. Казарян: Я вспомнил очень крутую цитату. Как говорили братья Стругацкие, «Писать должно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, что не знает никто». И это действительно работает. Я сам придерживаюсь этой мысли и берусь только за те темы/проблемы, которые мне близки и тогда это выглядит искренне. 

Арен Ерганджян, как человек, который также вложил в эту работу все сердце, присоединился к нашему интервью. 

  • Арен, часто люди делятся на два лагеря, одни говорят, что стать успешным в творческой сфере можно только при наличии таланта, другие не верят в это и считают, что таланта не существует и для успеха в творческой сфере нужно обязательно закончить музыкальную, художественную, актерскую или другую специализированную школу. Берёте ли вы в ваш продакшн людей с талантом и хорошим творческим видением, но без какого-либо профессионального образования?

А. Ерганджян: О, я понял о чём вы! По большей части мне не важно, имеет ли человек профессиональное образование или нет, главное, чтобы он чувствовал, как «творить», ведь именно у таких людей, чаще всего, нестандартное мышление. Главное, чтобы талантливый творец, не останавливался на мысли о том, что он талантливый, а использовал это как преимущество и развивался дальше. Поэтому, в нашем продакшене большое количество таких людей, без профессионального образования. При этом, в последнее время мне комфортнее работать со специалистами, так как с ними проще выстраивать работу, они знают профессиональные термины, секреты и теорию. 

Короткометражный фильм уже прошел официальную селекцию на кинофестивалях в Великобритании и Болгарии, был на показе в Москве в КЦ «Меридиан». 

Какова будет его судьба на «Телемании» узнаем уже в ближайшие недели.

Интервью взяли Илья Емельянов и Дмитрий Геня, факультет журналистики ГИТР (ДЖ11)

Фото авторов