Мастер Николай Зыков: «Мне 58 лет, а я все еще играю в куклы»

У Николая Зыкова свой собственный кукольный театр с большим количеством актеров. Мастер по изготовлению кукол, сам придумывает и сам создает необычных существ. Сначала у него были только марионеточные шоу, а сейчас дело дошло до инновационных, световых. Корреспондент ГИТР-ИНФО встретилась с ним и взяла интервью.

  • Почему Вы решили стать кукольником?

Я искал себя, ходил в штук десять разных кружков, и один из них был кукольный. Когда в 15 лет я выступал со своими куклами в рамках культурной программы на «Олимпиаде-80», я тогда понял, что зрителям из разных стран это нравится. И именно тогда, я стал этим заниматься серьёзно. В 19 лет у меня был свой первый сольный концерт на космодроме Байконур.

  • У вас в арсенале более 200 кукол. Где Вы храните их?

Куклы все хранятся дома. Почему дома? Во-первых, их удобно вывезти на концерт. Во-вторых, разные программы требуют перекладывания кукол в разные чемоданы. В-третьих, куклы часто выступают и требуют постоянного ухода. Их нужно подкрашивать, чинить (Задумался…). А световые куклы – это новые технологии. Светодиоды, светящиеся электрические провода – это все очень-очень сложно, поэтому все куклы должны быть всегда под рукой.

  • Я знаю, что знаменитый Государственный академический Центральный театр кукол им. С.В. Образцова с часами на фасаде имеет к вам отношение. Как творчество кукольника Сергея Образцова повлияло на вас?

Очень серьезно повлияло. Я являюсь правнучатым племянником Сергея Образцова. Дело в том, что в 5 лет родители привели меня в этот театр на спектакль. В помещении театра расположен музей, где собраны куклы из разных городов Советского Союза и разных стран мира. На меня все это произвело большое впечатление и оказало влияние на дальнейшую творческую жизнь. Ну и представление «Необыкновенный концерт», которое до сих пор входит в репертуар этого театра и создавалась большой талантивой командой под руководством Сергея Образцова, сыграло важную роль. На этом представлении я учился.

  • Кукольник — это же больше женская профессия. Почему вы этим занимаетесь ? 

Существует определенные стереотипы в обществе касаемо любого искусства, в том числе и кукольного. Я не просто кукольник, который управляет марионетками, я – создатель, художник, автор и, самое главное, конструктор. А конструирование – это именно мужское занятие. Есть, конечно, и талантливые женщины-кукольники, которые делают кукол и ставят спектакли, но от пола это не зависит. То, чем я занимаюсь, считаю мужской деятельностью.

  • У ваших кукол есть имена? Как Вы к ним обращаетесь?

Я обращаюсь к куклам с очень большим уважением, вниманием и очень осторожно, потому что это такие необычные существа со своей душой. Имен они мне не говорят, поэтому я их не знаю (Задумался…). Это очень сложный вопрос. Вообще, как правило каждая кукла, это какой-то собирательный образ. Если это Неоновая девочка, значит – это девочка, сделанная из неоновых проводов, вот нет у нее имени… я не знаю почему. Для меня давать имена куклам – это неестественный процесс, они прекрасно живут и без этого.

  • У вас есть куклы больше Вас в несколько раз, в которых вы сами умещаетесь целиком. Где проходят репетиции таких номеров?

Репетиции проходят прямо во время выступления (смеется), но подготовка проходит постепенно, куклы собираются по частям. Бывают куклы до 8 м. Также репетиции можно проводить на улице, на спортивной площадке.

  • Почему именно кукольник, если это не прибыльная профессия?

Во-первых, я исходил не из вопроса прибыли, а чтобы дело моей жизни было мне интересно. Во-вторых, я хочу сказать, что эта профессия является и средством для существования, хотя, конечно, она очень экономически сложная. Естественно, я всегда старался, чтобы было коммерчески привлекательно, пробовал разные подходы. Мне удалось сделать это дело самоокупаемым, и считаю это большим достижением. 

  • Оживают ли куклы ночью?

Не оживают! (Серьезно…) Ночью они спят в чемоданах и активность не проявляют. Но куклы оживают во время выступления на сцене, во время контакта со зрителями. Они общаются с публикой. Я же являюсь лишь посредником в их коммуникации. Кукла реально живет на сцене — хочет направо пойдет, хочет налево… Мое дело – все это понять и двигать в нужном направлении. Как только кукла уходит со сцены, она ложится в чемодан и на этом ее деятельность заканчивается, больше она не оживает. Единственное, что когда куклы висят на вешалках перед выступлением, они вступают друг с другу в контакт (Улыбается…), причем очень интересный и необычный, но это уже другой вопрос.

  • Расскажите самую удивительную историю одной из кукол.

Есть куклы с уникальными историями, например, Динозавр. Моя первая собственная работа – четырехметровый динозавр. Это абсолютно оригинальная конструкция: то как я в него залезаю, как я им управляю. Как раз он попал на «Олимпиаду-80», принимал участие в различных телевизионных передачах и продолжает работать до сих пор. Его особенно любят в Южной Корее. Сейчас Динозавр поет под фонограмму Кая Метова, и, однажды, мы выступили с ним дуэтом. Это очень удивительно, когда кукла и автор-исполнитель песни выступают вместе!

  • Сколько стоит купить ваше творение?

Нет, мои куклы не продаются (Серьезно). Я не выставляю их на продажу… У меня был такой момент, когда я сделал на заказ, но только одну голову, на этом все и закончилось. Это вообще не мое. Мои куклы – экспериментальные, и требуют постоянного ухода. На заказ делают стандартных кукол. Существуют мастерские в театрах, они соответствуют техническим требованиям. А моя – каждая уникальная и не предназначена для продажи в принципе.

  • Расскажите про одну из ваших кукол, которая вас поражает.

Удивительная история «Королевы диско». Она была практически во всех 50 странах мира, где я выступал. Эта кукла была в основе моих первых эстрадных выступлений, и именно она дала мне возможность стать профессиональным артистом. Создана была в 1981 году, и я с ней до сих пор выступаю, даже для меня самого это поразительная история!

  • У вас есть любимые куклы? Они чувствуют какое-то особенное отношение к себе?

Нет ни в коем случае! (Возмущается…). Куклы разные, и они все по-своему интересные. Есть куклы с очень большой и длительной историей, которые выступают на сцене уже больше 40 лет, есть – фотогеничные, лезут на афишу, плакаты, телевидение (Улыбается…). Другие никуда не лезут, но имеют гораздо больший успех у зрителей. В каждую куклу вложена какая-то часть моей души, и я бы не стал никого выделять специально.

  • Чем нужно обладать, чтобы стать кукольником?

Я думаю, что в основе находится любовь к куклам и кукольному искусству. И без нее вообще даже близко не надо подходить, ничего не выйдет. Но одной любви тоже не хватит, дальше идут требования к способностям. Нужна музыкальность, потому что человеку не музыкальному и не слышащему музыку очень тяжело сделать интересно. Нужны конструкторские способности, потому что куклы – это всегда технические изобретения. Таких людей, которые этим занимаются не так много…

  • Как вы собираетесь продолжить свое дело? Оставите детям в наследство?

Дети – это вообще отдельная история. Я их рассматриваю, как самостоятельных, отдельных личностей, идущих своим путем, которые совсем не факт, что смогут что-то продолжить, потому что это очень сложное искусство. Сейчас я работаю, и у меня очень много интересных планов, много текущей работы, и насчет другого я не задумывался.

Это интервью брала я, дочь Николая Зыкова, которая не продолжит деятельность своего отца. Я с детства погружена в этот мир волшебства, и понимаю какой это тяжелый труд! Для меня – это вид развлечения, а для папы — серьезная работа. Я выбрала другой творческий путь, но безумно горжусь своим отцом.

Эвелина Зыкова, студент первого курса факультета журналистики ГИТР

Фото из личного архива Николая Зыкова