Евгений Анучин: «Ювелир – это слесарь, только по драгоценным металлам»

Журналисты очень любят слушать истории. Корреспондент ГИТР-ИНФО Полина Колесова познакомилась с ювелиром и выяснила, что его байки могут и посоревноваться с привычными богемными историями.

– А как же творческий аспект?

– А творческий аспект – это лишь придание эстетики.

  • Где вы учились? Как пришли в профессию?

– Я учился на ювелира в школе прикладного искусства. У нас в группе было человек 20 с лишним, я со всеми обменялся телефонами – на сегодняшний день ни один из них не работает ювелиром. У меня есть диплом и базовые знания. Изучил теорию, практики совсем не было. Сделал корявые изделия только ради диплома. А потом я длительное время искал работу, устроился учеником в мастерскую. С этого всё и началось. А потом опыт, опыт. 

  • Верите ли вы, что драгоценные металлы имеют энергетику? 

– Я не верю, что металлы и камни воздействуют на человека. Для меня это просто материал, с которым я работаю. Коллеги предлагали попробовать положить лунный камень под подушку и посмотреть, что будет. Я даже не пытался, ведь мне не сказали, чего ожидать. Сами не знают. Клиенты много чего просили: и символику, и камни особенные. Я особо и не разбирался. Просто технология. 

  • Украшения часто несут в себе историю. Расскажите о каких-нибудь особенных работах с этой точки зрения.

– Приходит дедушка, авоська, пиджачок старый, помятый, штаны короткие – материала, видимо, не хватило. Отдаёт мне серебряную сахарницу. На ней гравировка – какие-то инициалы. Антикварная такая сахарница без ручки. Он говорит: «Вы можете её восстановить, чтоб ручка была?» Я говорю: «Да, в принципе, можно». Я понимаю, что эта работа технологически непроста, её можно сделать, но это будет стоить N-ную сумму денег. Я сказал ему эту цену, думал развернётся и уйдёт. Но его всё устроило. Он даже попросил сделать ещё одну гравировку в таком же стиле. Сделали. А потом оказалось, что он эту сахарницу отправил в Америку своему сыну. Наверное, какая-то семейная реликвия. Где-то у меня даже сохранилась форма этой ручки.

  • Помню, когда мы встретились, вам кто-то позвонил, и вы сказали, что «заторчали» 5 граммов золота. Забавная фраза вне контекста. Сразу стало интересно, где вы берёте материалы?

– Да хоть где. Иногда заказчики сами приносят. Иногда у скупщиков. Если ювелир грамотный, он всегда купит золото – это расходный материал.

  • То есть поставщиков нет? 

-Да где ж их взять. Недавно я съездил на Арбат, купил серебряный подстаканник. Могу из него чай пить, а будет нужно срочно сделать стограммовую серебряную цепочку – я его расплавлю. Просто материал. А так, ломбарды, скупщики, коллеги. У нас много чатов и групп, где все спрашивают «Где взять?», «У кого есть?» – всегда найдется, это большая сеть. Не хватит денег, чтобы всё это купить. Просто надо быть на связи. 

  • Как вы исправляете ошибки?

– Был момент, когда я закосячил. Мне принесли обручальное кольцо. Оно было очень непростое, не похожее на обручальное. На этом кольце надо было сделать гравировку. Так как я не силен в компьютерных технологиях, я попросил племянника разобраться. Полностью поручил ему процесс.

 Он делает гравировку. И делает косо. Такое нельзя отдавать заказчику. Хорошо, что модель не сложная. Я сажусь и просто по-новой делаю это кольцо. Зашлифовать было нельзя – слишком глубоко. В таких случаях можно запаять лазером. Почему я решил делать его заново? Потому что для пайки я взял не серебряную, а золотую проволоку. И напаял жёлтым золотом. Я понимаю, что это уже не исправить, и принимаю решение делать новую модель. Оказалось неплохо, отлил не одну – может кому-то продам. Клиентка пришла за минуту до того, как мы установили прицел для гравировки уже нового кольца. «Ну что, готово?» – «Минуту, минуту». Напряжённая была ситуация, завтра уже в ЗАГС. Отдали быстро. Клиентка даже не заметила. 

Были ещё интересные моменты. Как раз, когда коллеги выручали. Это случилось в канун нового года. Одна организация заказала мне сделать медали для награждения – 20 штук. Когда я обговаривал все условия заказа, я обозначил сроки и сделал одну оговорку: у нас есть, условно, 14 дней, и есть этапы изготовления. Если на каждом этапе не будет никаких барьеров, то мы успеем. Если будет хоть один барьер, то мы не успеем. (Пауза). Барьеры возникли на всех этапах! Надо было создать модель в 3D, потом сделать её из воска. Нужно было сделать две разные медали, на 3D принтере они выращиваются 40 часов. Так как в Москве в то время такого оборудования было мало, загруженность такая, что в очередь не встать. Поскольку был такой затык, я нашел человека, который сразу вырежет эти модели в металле. В последний момент он отказался. Тоже был очень загружен. В итоге я справился. Я просто нашёл ребят и перекинул им заказ. Они сказали: «У нас есть способ». Я так и не узнал, как они это сделали, но прислали практически готовые изделия. Магия. Мероприятие уже шло, а я только всё отдал. Опыта организации я получил достаточно. 

Была ещё история. Одна знакомая попросила исправить бижутерное кольцо. Оно стёрлось, вылез жёлтый металл. Я занимаюсь гальваникой – был вариант покрыть родием. Это драгоценный металл. Обратился к коллеге, он говорит, что родий не проходит, сначала надо покрывать никелем. Нашёл человека, отдал ему кольцо, и тот пропал с концами. Изделия у меня нет. Оно было куплено в магазине, поэтому для копии нашёлся образец. Я сделал такое же из серебра. Заказчица была довольна, я рассказал ей эту историю. 

  • Что вас вдохновляет?

– Да сама жизнь. Когда ты профессионал, ты не пропадёшь. Я знаю, что если приеду в страну, языка которой не знаю, я всё равно всё организую и устроюсь. Надо быть настойчивым. Главное – способность общаться. Меня мотивирует моя уверенность. И сама жизнь.

Текст и фото — Полина Колесова, факультет журналистики ГИТР