Заметки декана продюсерского факультета с мастер-класса Юрия Харнаса

9 ноября в рамках молодежного фестиваля «Телемания» в ГИТРе прошел мастер-класс Юрия Харнаса, режиссера и выпускника Института кино и телевидения (ГИТР).

Декан продюсерского факультета института Ирина Сергеевна Глебова на полтора часа превратилась в студентку и записывала мысли мастера, которые ей понравились. Вот краткий конспект декана для тех, кто не смог быть на этом мастер-классе.

Юрий Харнас: Зритель не фрайер!

Креативный продюсер нескольких международных холдингов провел мастер-класс для студентов ГИТР в рамках фестиваля "Телемания". Любит Тарковского и Спилберга.
  • «Современного зрителя не обмануть. Он хитрый. Может менее образован, но у него много времени и способов на просмотр контента».
  • «Я посмотрел ваши фильмы. Фантастическое изображение, монтаж, графика. Вы подкованы великолепно по софту. Это эфирное кино. Можно продавать такое спортивное кино по плаванию (мастерская Шерстобитова). Есть реальная жизнь. Есть энергетика, как у Ларса фон Триера. Продюсер договорился со спортсменами и оно органично. Но нет по факту сверхидеи и истории. Не ясно, что должен почувствовать зритель по отношению к герою».
  • «Все форматы и все жанры должны довести героя от начала и до конца, чтобы зрители его полюбили. В этом суть любого кино.»
  • «Нужно написать мотивацию героя так, чтобы в неё поверили. 
  • Фильм «Качели» — наполнен фишками режиссерскими. Как у Фелини. Показать чёртово колесо и снять его так, как никто. Девочка — 10 лет играет потрясающе, ты ждёшь катарсис: заплакать, задуматься, рассмеяться… Но в этом фильме выясняется, что в сценарии нет сюжета и нет идеи… Режиссер и сценарист запутались в изображении и забыли про девочку и маму. 
  • Я помню когда шёл сериал «Санта-Барбара» город Москва вымирал. Все верили, что там где-то живёт богатая семья, и у неё такие же проблемы, как у каждого из нас. И все следили за героями затаив дыхание.
  • Драмеди — самый модный сейчас жанр, за него платят деньги. Но уходят иногда в шутки, теряя правду жизни. Не может герой, увидев, как жена вернулась из комы — чмокнуть ее и позвать в ресторан.
  • Открытые финалы — это самые сложные финалы. Они по сюжету закончены. И мало просто бросить историю на полпути. Нужно придумать сюжет целиком и придумать уход на открытый финал по форме.

Советы как сделать кино:


1. Выберите жанр и формат, который вы сейчас хотите снять. Поймите этот жанр заранее, изучите референсы. Комедия — самый высокооплачиваемый, но самый трудный жанр, так как сложно насмешить зрителя.


2. Выберите потенциального клиента, кто хорошо купит и покажет этот жанр из онлайн-площадок. Любой может войти сегодня в мир кино, так как идёт охота за молодыми талантами. Ценится новая подача, молодой взгляд, они дешевле чем мэтры. Оператора, режиссера и сценариста готовы сейчас купить после 1 студенческой работы.


3. Придумать героя, живого, реального, которому есть что сказать. Герою необходимы: цель, конфликт с собой, конфликт с миром, любовь, яркие события и неожиданные поступки. И желательна трансформация героя в конце. Или когда трансформируется мир как у Спилберга.


4. Сформулировать арку истории запишите в 4 предложения, но все надо написать, чтобы мозг не забыл.


5. Напишите заявку на страничку.


6. Напишите стори-лайн персонажа, историю протагониста от начала до конца.


7. Выберите 1 сцену самую яркую по эмоции и снимите её своими силами. 


8. Отправьте всё это с ознакомительным письмом продюсерам, в медиахолдинги. Ваш герой если может «торкнуть» продюсеров, они дадут денег. 


9. Станьте сопродюсером проекта. Не продавайте себя дёшево. Наша профессия сильно энергозатратна и много здоровья забирает. Берегите свои силы. Чтобы не выгореть и не превратиться в чудовище.

Еще:

1. Читайте хорошие книги и экранизируйте их. Это основа хорошего фильма. 
2. Научитесь сами писать. Это важно сегодня ни от кого не зависеть.
3. Учитесь внимательно всех слушать и слышать других людей.

Автор конспекта и фото Ирина Сергеевна Глебова, декан Продюсерского факультета  ГИТР

—-