21 ноября 2023 года прошла церемония закрытия международного студенческого фестиваля «Телемания». Корреспонденты ГИТР-ИНФО Алина Акбашева и Анжелика Афанасьева посетили мероприятие и нашли ответ на главный вопрос: Чем отличалась двадцатая «Телемания» от своих предшественниц?
Первым начала отвечать генеральный продюсер фестиваля и исполнительный продюсер компании СИНЕМРОМО Елена Коржаева рассказала об особенностях «Телемании» этого года. СИНЕПРОМО — компания, которая не первый год помогает «Телемании» и ГИТРу. Она продвигает фильмы студентов на различные площадки в России и зарубежом.
- Зачем, по вашему мнению, нужна «Телемания»?
— «Телемания» нужна, чтобы фильмы молодых авторов доходили до большого экрана, потому что это получается далеко не всегда. Также необходимо, чтобы молодые таланты соединялись с большими продюсерами. Мы всегда приглашаем огромное количество медиапрофессионалов на фестиваль. Они устраивают ток-шоу, дают мастер-классы, вручают награды. «Телемания» — это прекрасное место, где можно пообщаться и получить новые связи и контакты.
- Зачем «Телемания» нужна обычным студентам, которые не участвуют в ней?
— Для того, чтобы они стремились покорять новые высоты, брали пример с тех, у кого работы получились лучше.
- Статична ли специфика фестиваля?
— Последние пять лет, за исключением одного ковидного года, фестиваль проходил в концертном зале «Останкино» — статично только это. В организации «Телемании» участвует огромное количество студентов, что тоже уникально, потому что обычно организацией занимаются профессионалы. «Телемания» — абсолютно студенческий фестиваль: от организации, до тех фильмов, что принимаютучастие. У нас даже нет категории «Individual», на «Телеманию» можно попасть только со школьной или студенческой работой.
- Что нового в «Телемании» этого года?
— В этом году мы решили сделать сюрприз и показать фильм Гран-при в концертном зале «Останкино», потому что обычно «Телемания» кончается после вручения призов. Не все смотрели фильм, который получил Гран-при, не все ходили на показ, у некоторых нет понимания, какой фильм победил. Мне кажется, главный подарок и особенность этой «Телемании» — показаться на главной телевизионной площадке России.
- Меняются ли призы и критерии оценивания?
— Как правило, не меняются, но в какой-то момент убрали категорию «Individual», потому что, конечно, это безумно классные работы, которые не могут соревноваться со студенческими. Например, в этом году мы были вынуждены вывести студенческий фильм «Люба Любэ», потому что в 23 года попасть на Первый канал – это невероятно. Соответственно, мы его отдельно наградили. Но мы стараемся, чтобы все находились в равных конкретных условиях: и школьники, и студенты. У нас для этого есть основной конкурс и конкурс «Junior». Категория «Pro» у нас вне конкурса, потому что профессионалы, конечно, не могут соревноваться со студентами и начинающими авторами.
«За 20 лет бессменным в «Телемании» оставалось только одно — Литовчин Юрий Михайлович». Эти слова ведущей фестиваля Александры Анатольевны Рассадиной — правда чистой воды. Мы поговорили с Юрием Михайловичем про истоки фестиваля, его развитие, а также про то, какой «Телемания» получилась в этом году.
- Как возникла идея создания «Телемании»?
— Мы считали, что зрители должны увидеть курсовые и дипломные работы ребят. Это первое. Второе — это нужно посмотреть, что делают другие, и создать свое. Вот, решили сделать фестиваль.
- Трудно ли было организовать такой масштабный фестиваль?
— У нас были разные периоды. Было время, когда нам несколько лет помогала «Росмолодежь», которая позволила сделать такой масштаб. Сейчас такого нет, и мы стараемся сами.
- Как менялась «Телемания» с годами?
— Фестиваль с каждым годом все масштабнее и масштабнее. Поначалу все было намного скромнее. Учимся каждый год делать ее [«Телеманию»] лучше!
- С какими проблемами организации вы столкнулись в этом году?
— Самая главная и больная проблема, по крайней мере для меня, — студенты часто не понимают, насколько это важно и нужно. Каждый год им нужно объяснять, мотивировать их. Кто-то потом получает результат, а кто-то считает, что это навязанная обязанность. А нам хочется просто сделать ребятам праздник!
- Гордитесь ли вы тем, чем стала «Телемания»?
— Ну конечно! Посмотрите на этот зал, башню, вокруг которой крутится реклама-эмблема «Телемании», лица ребят, красную дорожку. Это же масштаб, это же здорово! Посмотрите на телеканалы, «Звезда» снимает, ОТР. Это же значит, что им интересно. Конечно,гордимся!
В этом году «Телемания» может гордиться тем, что включает в свой шорт-лист пятьдесят одну работу в четырнадцати номинациях. Мы опросили двух победителей:
Александра-Мария Баширова (фильм «Красный, желтый, зеленый») — «Лучшая работа художника»; Эдвард Казарян (фильм «Дорога на Лачин») — «Лучшая режиссерская работа», «Лучший игровой короткометражный фильм» и даже Гран-при!
- Расскажите, как вы готовились к фестивалю?
Александра-Мария: — Я узнала время и дату, прочитала, как доехать, купила билет в Москву, оделась и пришла сюда.
Эдвард: — Честно скажу — это моя первая победа и Гран-при. Но до этого мы уже попали в шесть официальных селекций фестивалей за границей: Англия, Перу, Болгария и прочее-прочее. То есть мы начали отсылать потоком на все возможные фесты, платные или бесплатные. И «Телемания» стала одним из многих фестивалей, на которые мы подали заявку.
- Понравилась ли вам «Телемания»?
Александра-Мария: — Тут очень приятно, мне понравились танцы в начале. Я даже не знала, что одержу победу… Я просто пришла хорошо провести время. Я очень рада, что победила! Я очень удивлена.
Эдвард: — Да! Я был в первый раз здесь на первом курсе; сейчас я на пятом. Пришел туда совсем зеленым, в шоке от того, что ребята кино снимают. Я ушел оттуда, поклявшись себе, что в следующий раз одержу победу. Наверное, так и произошло. Где-то в мемуарах я буду так писать. Масштабы крутые, место крутое. Круто, что это проводится в Останкино. Вот мы вроде бы уже в индустрии. Поэтому да, мне понравилось, я люблю свой вуз, ГИТР, Юрия Михайловича!
- Будете ли участвовать еще? Какие у вас ожидания от следующей «Телемании»?
Александра-Мария: — Да, конечно, поучаствую с удовольствием!
Эдвард: — Взял приз — я этому очень рад, но сильно трепетать над следующий работой я не стану. Хочется все-таки от «Телемании» перейти на более крутой зарубежный уровень, например. Поэтому продолжу, но метя на что-то гораздо более высокое!
- Что вы посоветуете тем, кто боится подавать свой проект?
Александра-Мария: — Вообще не думайте об этом! Тут нечего бояться. Если ты не победишь, то это не так уж и важно, а если победишь, то это очень круто! Ты в любом случае можешь прийти посмотреть, хорошо провести время.
Эдвард: — Если человек не побоялся и собрал группу, которая сняла кино, что уже является большим страхом, то податься на фест уже не так страшно! Тем более этим занимается продюсер, который больше думает менеджмент-сферой. Отдайте все быстренько продюсерам, и они мигом все сделают, вам надо будет только моргнуть глазом!
Такой получилась «Телемания 2023»! Она была наполнена радостью, приятными сюрпризами, дружбой и сплоченностью коллектива.
Фестиваль этого года запомнился рекламой «Телемании» на Останкинской башне, большим количеством специальных номинаций, талантливыми участниками и их работами, которыми они заявили о себе во Всемирный день телевидения!
Материал и фотографии подготовлены студентками факультета журналистики
Алиной Акбашевой и Анжеликой Афанасьевой (группа ДМ11)
—