Мартин Скорсезе: «За минувшие десятилетия изменилось не только кино, но и зритель» 

Вечером 20 февраля американский режиссер, продюсер и сценарист Мартин Скорсезе получил Почетного Золотого медведя на Берлинале. А днем того же дня Скорсезе встретился с журналистами на пресс-конференции и рассказал о своем пути в киноиндустрии, о влиянии кино на зрителя, какие фильмы он любит и о работе со Стивеном Спилбергом.

Церемония награждения легендарного режиссера сопровождалась показом одного из главных его фильмов – «Отступники» 2006 года, в котором снялись Леонардо ДиКаприоДжек НиколсонМэт Деймон,Мартин ШинМарк Уолберг и другие.

Награду Скорсезе вручал его друг и коллега Вим Вендерс, который назвал виновника торжества «экстраординарным автором и правящим королем кинематографа». На мероприятие также приехали Шэрон СтоунТельма ШунмахерКлаудия Рот и другие.

Свою речь Скорсезе посвятил роли кинофестивалей и, в частности, Берлинале в его жизни и в жизни других режиссеров. Он особо упомянул награду Брайана де Пальмы в 1969 году – Серебряного медведя за картину «Приветствия»: «Это был поворотный момент не только для Брайана, но и для всех, кто работал в то время над малобюджетными независимыми картинами в Америке. Это помогло открыть все дороги таким кинематографистам, как Джим МакБрайд, Фил Кауфман и мне, конечно. Признание наших достижений помогло нам осознать свою значимость, а студии начали воспринимать нас всерьез».

Тему важности фестивалей в судьбе кинематографистов Мартин Скорсезе поднял еще на дневной пресс-конференции: «Каждый кинофестиваль невероятно важен, так как обращает внимание на новые голоса в кино, открывает новых творцов. Он дает раскрыть свои голоса каждому индивидуальному кинохудожнику, а также делает весь мир чуточку меньше и теснее, сближая людей с разных концов земли, делая их культуру, их точки зрения понятными и доступными. А кино, в свою очередь, влияет на зрителей, не только на каждого отдельного человека, но и на его отношение к жизни и окружению. Фильм можно посмотреть один раз и запомнить на всю жизнь, но стоит помнить, что они меняются. И даже если через десятки лет вы посмотрите тот же фильм, он для вас будет другим, потому что и вы точно изменились. Однако мне становится грустно из-за непостоянства жизни. Люди говорят, что весь мир идет к неизбежному концу, но пока что мы все здесь. Так что давайте общаться. Давайте общаться посредством искусства».

На вопрос, умирает ли в настоящее время кинематограф, режиссер ответил, что не умирает и умереть не может, кинематограф лишь трансформируется. Он вспомнил времена своего детства, когда «с кино можно было стать чем-то единым лишь в кинотеатре». 

«В мое время если ты хотел посмотреть фильм, то шел в кинотеатр. Без вариантов. Сейчас же все по-другому, конечно. Технологии меняют все очень быстро, и теперь единственное, за что можно зацепиться – это индивидуальный голос автора, его уникальность. Но индивидуальный голос может проявиться как в TikTok, так и в четырехчасовом фильме или двухчасовом мини-сериале, – отметил Скорсезе. – Но мы не должны позволять технологиям пугать нас. Нельзя становиться рабами технологий, позволять им подавлять наши голоса. Просто нужно пытаться самим контролировать их и задавать правильное направление».

Сам режиссер признался, что старается смотреть много киноновинок, но год от года их число растет и ему приходится проводить жесткую селекцию. Из последних просмотренных фильмов мастер выделил «Прошлые жизни» Селин Сон и «Идеальные дни» Вима Вендерса

Скорсезе был постоянным гостем Берлинале на протяжении всей своей карьеры, начиная с оскароносного фильма «Бешеный бык», который был включен во внеконкурсную программу в 1981 году, а «Мыс страха» – в основной конкурс в 1992 году. Одной из его самых ярких работ на Берлинале стал фильм-концерт «The Rolling Stones: Да будет свет», открывший фестиваль в 2008 году.

Мартин Скорсезе отметил, что, безусловно, хотел бы снять еще один фильм с группой, но, если это не удастся, он будет продолжать включать хит группы «Gimme Shelter» в саундтреки к его фильмам.

«Мик Джаггер, кстати, сказал мне – и я до сих пор не могу в это поверить, – что «Да будет свет» – это единственный фильм, в который я не включил «Gimme Shelter»», – добавил режиссер.

На вопрос, как бы одним словом он описал, кто такой Мартин Скорсезе, он ответил, что это слово было бы «Mystery» («Тайна»), а о продолжении совместной работы со Стивеном Спилбергом (между прочим, получившим Почетную награду Берлинале в прошлом году), он заметил, что у них прекрасно получается вместе именно продюсировать кино – одним из недавних стал «Маэстро» Брэдли Купера.

Режиссер также рассказал о своем новом проекте «Иисус», который сейчас находится в разработке: «То, что я постоянно возвращаюсь к теме религии, связано с моим католическим образованием. Я сейчас еще до сих пор обдумываю идею фильма. Хочу снять что-то уникальное и непохожее на другие картины на эту же тему. Я пока не совсем уверен, с какой стороны подойти к этому проекту. Но как только я дам себе возможность выспаться, возможно, ко мне придет правильное решение».

А пока последний фильм Скорсезе «Убийцы цветочной луны» номинирован на Оскар в десяти категориях, в том числе за Лучший фильм и Лучшую режиссерскую работу. Победит ли он, станет известно в марте.

Елена Трусова

Источник