Театральная рецензия: Лермонтов без слов

Студенты факультета журналистики ГИТР решили разобраться, чем порадуют зрителей столичные театры этой весной в марте-мае 2024 года. Анастасия Галеева первой добралась до храма искусств и погрузилась в лермонтовский маскарад.  Ее рецензия посвящена спектаклю «Арбенин. Маскарад без слов».

Театр Сатиры всегда обладал особенной чертой. Жанр, который является одним из самых сложных в искусстве, стал его визитной карточкой: обличение общественных пороков сатира и тонкий юмор всегда объединяют людей. В 2021 году новым художественным руководителем театра стал Сергей Газаров. Он обновил репертуар и по-новому взглянул на классическую литературу. В этом помогло сотрудничество с режиссером Сергеем Землянским.

Сергей Землянский – режиссер и главный балетмейстер московского драматического театра Сатиры. Основатель танцевального направления wordless, в котором художественный образ создается пластикой тела, характерными танцевальными элементами, визуальными и музыкальными эффектами. 

Спектакль «Арбенин. Маскарад без слов» — первая пластическая постановка в театре Сатиры. Она объединила не только зрителей, но и артистов двух трупп: театра Сатиры и Нового Московского драматического театра.

Идейным содержанием в пьесе М.Ю. Лермонтова являются разрушительная сила ревности и ее трагические последствия. Главные герои – настоящие игроки, которые вступают в спор с судьбой. Режиссер признается, что для него было очень важно выразить внутреннее состояние персонажей с помощью психологических жестов.

Постановка не типична для драматического театра. Спектакль идет без слов, но с большим количеством акцентов, которые передают всю суть пьесы. Привлекает необычный способ подачи классики – с помощью пластических образов. Это похоже на просмотр фильма в кинотеатре, только спецэффекты вполне реальны: вращающаяся сцена, звуковое оформление и оригинальное музыкальное сопровождение, над которым работал композитор Павел Акимкин. Завораживающее звучание скрипки, виолончели и современные биты добавили больше мистики и драмы.

Оригинальным авторским решением режиссера стали фантазии Евгения Арбенина – главного героя пьесы. На сцене мы видим его страхи, искушения и точки возврата в прошлое. Находкой постановки, на мой взгляд, является Максим Аверин, играющий Арбенина. Этот проект раскрыл звезду сериалов и телешоу с другой стороны. Показал его многогранность, умение работать с чем-то новым и не бояться современных трактовок классики.

Использование больших кукольных фарфоровых масок погружает зрителей в искусственный мир лжи и лицемерия. Маскарад становится не только развлекательным событием, но и жизненной позицией общества в целом. Все герои скрывают свою сущность, играя не только друг над другом, но и с собой.

Ознакомиться с расписанием и приобрести билеты можно на официальном сайте театра: https://satire.ru/.

Для студентов отличная новость – можно воспользоваться «Пушкинской картой».

Текст Анастасии Галеевой – студентки первого курса журналистики ГИТР (группа ДЖ12)

Фото с сайта Театра Сатиры