Театральная рецензия: «Пятиэтажка на сцене»

Комедия «Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина идет уже десятый год. Режиссер спектакля Евгений Писарев, лауреат премии Москвы в области литературы и искусства 2014 года, не стал адаптировать текст на современных манер. Корреспондент ГИТР-ИНФО Эвелина Зыкова была на этом спектакле и написала эту рецензию.

Декорации в стиле рококо, классические костюмы и диалоги 18-го века полностью пропитывают зал атмосферой того времени. 

Все постановки этого спектакля, которые видел Писарев раньше, никак не соответствовали тому, что он хотел сделать сам. А в 2014 году, сложилось всё, и появились артисты нужного возраста и опыта, чтобы блестяще (по мнению режиссера) разыграть эту комедию.

Конечно, менялся состав актеров. Например, на сегодняшний день Сергей Лазарев уже не исполняет главную роль. В сентябре 2023 года он отыграл свой последний спектакль. Новый Фигаро – Артем Ешкин – ни капли не уступает Лазареву. Хотя он и моложе актера на 10 лет, но также проникновенно произносит знаменитый монолог Фигаро, и в это время в зале стоит звенящая тишина. Это значит, что зритель максимально внимательно смотрит и слушает.

Спектакль с первых же секунд завораживает. На сцене выстроена пятиэтажная конструкция. Каждый этаж – отдельная комната. Удивительно, что, когда герои прячутся друг от друга и перебегают по лестнице, создается полное впечатление, что они находятся не в импровизированном пространстве, а в настоящем доме.

Чтобы показать улицу, конструкция, придуманная художником-сценографом Зиновием Марголиным, отделяется полупрозрачной темной ширмой, а также выставляются другие декорации, например, деревья. И в зале как будто меняется температура, настолько зритель ощущает себя вместе с героями на улице.

Этот спектакль давно полюбился публике, его хочется смотреть и смотреть. Особенно зацепил голос актрисы Виктории Исаковой, которая играет графиню. У нее особенная манера речи, очень ненавязчивая, но по-женски тонкая.

Помимо основных героев на сцене практически всегда присутствуют, как мне показалось, «тени», а в аннотации спектакля их называют духами. Это статуи – прототипы женского и мужского образов. Они являются связующим звеном, помогают сохранить нужную атмосферу. Когда происходят какие-то важные события, эти духи находятся на этаж выше и полностью повторяют движения за основными актерами, показывая истинную сущность персонажей. Они выступают своего рода аурами людей, которые никак не могут обмануть зрителя. На первый взгляд это кажется лишним и отвлекающим, но в контексте самого сюжета – эти два белых образа помогают максимально глубоко прочувствовать диалоги героев и задумку режиссера. Именно они своим пением открывают спектакль, они же и заканчивают его. В результате складывается целостная картина.

Комедия затрагивает много тем, и одна из них, самая яркая, – это политика. Известное высказывание Фигаро во время диалога с графом: «Прикидываться, что не знаешь того, что известно всем, и что тебе известно то, чего никто не знает…» заставило задуматься всех зрителей зале. Хотя пьеса была написана в 18 веке, история очень перекликается с нашим временем, что делает ее актуальной для современного зрителя.


В спектакле очень сложная любовная линия, на которой и построен весь сюжет, и вся история. Актеры так чувственно играют «любовь», что после просмотра хочется летать и любить, а жизнь наполняется новыми красками. 

Автор текста: Эвелина Зыкова, факультет журналистики ГИТР (группа ДМ 11)

Заглавное фото: сайт teatrpushkin.ru