Театральная рецензия: Рубинштейн не верит в слёзы

В театре имени Пушкина идет спектакль Евгения Писарева «Мадам Рубинштейн». Эта постановка приурочена к юбилею Веры Алентовой (звезды культового фильма «Москва слезам не верит») и впервые увидела свет на Московской сцене. Корреспондент ГИТР-ИНФО посмотрела эту постановку.

Мир главной героини Мадам Рубинштейн (Вера Алентова) — индустрия, которую она построила. В нем она поставила на производство всё — сыновей, близких людей, которые кочуют от статуса врагов до приятелей, и свою биографию. Все вокруг неё — верные служители империи красоты, и пускай за спиной она может похвалить каждого из них, лично похвала никогда не будет сказана.

Хелена Рубинштейн руководствуется господской моралью, она диктует то, для чего существуют вещи и люди. Патрик (Артем Ешкин) быстро становиться близким человеком для неё. Их дружба построена на сходстве. Для Патрика, как и для Мадам Рубинштейн не существует понятия сути вещей, есть лишь приписанная им необходимость. Так, Пикассо для Патрика — детский рисунок или картина о судьбе раздавленной кошки. Рубинштейн же видит в украшении своего кабинета тему косметики. Для неё она символизирует возможность дурнушки стать красавицей, благодаря легким манипуляциям помады и хорошего крема.

Это желание назвать все своим именем, становиться неким драматургическим ходом режиссера Писарева. Он остается не только в действиях героев на сцене, но и в декорациях — стол с инициалами, первое, что предстает перед зрителем. Он, как и имена в газетах, помещен в пространство чистого листа. Белые, массивные колонны по бокам сцены, упрощенная архитектура не только отсылают нас через свой «брутализм» к временному контексту эпохи Хелены, но и акцентируют внимание зрителя на нарядах Рубинштейн и ее соперницы Арден (Ольга Науменко).

Конкуренция между Арден и Рубинштейн показана через гонку фамилий в заголовках газет. Она становиться движением как конфликта, так и комедии. Писарев утрирует невозможность Рубинштейн принять что-либо, где отсутствует она сама и ее восприятие. Иногда это доводится до полного абсурда. Хелена ставит в пример того, как ребенок должен любить свою мать фильм Хичкока «Психо», ведь несмотря на смерть матери герой хранит ее вещи и тело, но Рубинштейн закрывает глаза на несколько деталей. 

Главный конфликт пьесы — строится на обстоятельствах, которые ломают, ее «деловые отношения» с близкими, но в своем нежелании принимать их таковыми, она вновь и вновь возвращается к партнерству, отвечая на шаги к ней, толчком.

Вопреки отталкивающему поведению главной героини, к концу постановки, ее судьба раскрывается. Мы видим человека с немым прошлым и настоящим. Ей тяжело говорить о том, что было с ней в начале пути, она не может ничего сказать своим близким из чувства любви. В ее жизни остались статус, которым она себя окружила — мадам и фамилия — Рубинштейн. Смерть человечности героини заразна — рядом с ней все теряет принципы. Патрик на протяжении постановки, постепенно превращается в свою начальницу, все бестелесное, начинает приобретать оболочку и цену. Так пьеса Джона Мисто «Мадам Рубинштейн» в постановке Евгения Писарева становиться трагедией о смерти духовного начала в человеке, среди брутальных декораций, ярких нарядов и имен. 

Автор текста — Дарья Плетнева, факультет журналистики ГИТР ( группа ДМ 11)

Фотографии с сайта театра имени Пушкина 

—-