Театральная рецензия: «Три товарища»

Премьера спектакля «Три товарища» в «Современнике» состоялась 24 года назад — 1 октября 1999 года, но он до сих пор собирает полные залы. Написанный Э.М. Ремарком роман о «потерянном поколении» очень любят читатели, а потому на него хочется посмотреть вживую, ещё и в Москве.  Спектакль пересмотрела корреспондент ГИТР-ИНФО.

«Только тот, кто несчастлив, знает, что такое счастье»

Срежиссированная Галиной Волчек классика вызывает разные чувства у публики — кто-то слишком молод, чтобы осознать трагичность истории, кто-то её понимает, но считает постановку слишком простой, а кто-то восхищается и приходит снова и снова. 

Драма начинается с первых секунд спектакля. Главный герой Роберт молча стоит на сцене, в ужасе смотря сквозь зрителей, а мимо него проходит столько же подавленных людей. В противопоставление идёт следующее действие, где всё наполнено радостью: все три товарища вместе в их автомастерской. Отто (Александр Хованский) и Готфрид (Игорь Царегородцев) поздравляют своего друга Робби (Иван Стебунов) с днём рождения. В этот же день главный герой встречает Патрицию (Светлана Иванова) и влюбляется в неё. На контрасте счастье-несчастье построена вся пьеса. 

Костюмы погружают в атмосферу Германии 20-30-х годов ХХ века. Мужчины в пиджаках, жилетах и шляпах, а женщины в приталенных платьях и маленьких шляпках. Среди множества декораций можно выделить комнату Роберта, выполненную в минималистичном стиле. На сцене она располагается строго в левом углу, в ней стоят лишь шкаф, кровать и кресло. И несмотря на то, что главный герой стесняется места, где он живёт, Патриции оно очень нравится. Пат называет комнату замком с «прекрасным видом на парк». Игра Светланы Ивановой отлично передаёт беспечность героини, которая смотрит на мир намного проще, чем окружающие её люди.

Почему-то Карла, любимый автомобиль друзей, не видно на протяжении всего спектакля, за исключением финальных сцен, хотя он участвует в пьесе не раз и занимает в произведении роль «четвёртого товарища». История его создания для постановки интересна. Галина Волчек обратилась за помощью на «АвтоВАЗ». Над машиной трудилось 240 человек и перед ними стояла непростая задача: она должна была быть не только эффектной, но и удобной для актёров. Карла собирали вручную, что-то изготовили специально для театра, а что-то отыскали в антикварных лавках.  

Выплеснуть свои эмоции в слезах, как от прочтения оригинального романа, здесь не получится. Режиссёр ставила цель «сделать жизнь менее трагичной», из-за чего финал оказывается скомканным. История заканчивается не смертью Пат, а полётом товарищей на «Карле», наполняющим надеждой на счастливый конец. Но мы же знаем, как именно всё закончилось в романе, из-за чего чувства от финала смешанные. 

Анна Данилова, факультет журанлистики ГИТР (группа ДЖ11)

Фото: sovremennik.ru

—=