Театральная рецензия: Кричащий сад

Антон Павлович Чехов — классик российской литературы. Он, как и Ульям Шекспир, один из самых популярных авторов для постановки в театре во всем мире. Его знают и любят, он прошел через многие поколения — на нем выросли сотни тысяч людей. И почти в каждом мировом театре его ставили, ставят и точно будут ставить. Ведь это классика, а она живет вечно.

«Вишневый сад» стал последней написанной им пьесой. После успеха на сцене МХТ, почти каждый театр решил, что у него должна быть своя «вишня» в репертуаре. В этом убедилась корреспондент ГИТР-ИНФО Даша Бородина.

20 февраля 2024 в Ленкоме Марка Захарова прошел спектакль «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. Премьера была при Захарове почти 15 лет назад — 12 июня 2009 года в Санкт — Петербурге и 23 сентября в Москве. Она была в честь Олега Янковского — старшего, ушедшего из жизни в тот год. Постановщиком стал Марк Захаров.

Режиссер Игорь Фокин показал на небольшой темной сцене проблему времени — непонимание одного поколения другим. Автору мастерски удалось отобразить конфликт эпох, используя многоуровневую систему образов, где Раневская и Гаев символизируют прошлое, Лопахин – настоящее, а неопределенное будущее – Аня и Петя.

Сцена была разделена на две половины с помощью высоких дверей с окнами. Через них герои общались друг с другом, вели захватывающие монологи, пробегали меж сценами. Также эта декорация казалась разделением на поколения. С одной стороны, старшие, которые не могут понять молодых и их переживания. А с другой, молодежь, которая трезво смотрит на мир и мечтает о своем светлом будущем.

Режиссер окрасил отношения Раневской (Александра Захарова) и Лопахина (Антон Шагин), они выглядели яркими и динамичными, c перчинкой. Один только поцелуй чего стоил! Это было слишком неожиданно для зрителей. Фокин не уходил далеко от текста, реплики соответствовали пьесе, лишь декорации были минималистичны. Но все же чувствовалось атмосфера дома, расставания, любви и непонимания. 

На сцене, как и прежде, звездный состав. Раневскую играла Александра Захарова — дочь самого Марка Захарова. Александр Збруев воплотил брата Раневской — Гаева. А купца Ермолая Алексеевича сыграл Антон Шагин — лауреат Премии Президента России.  

Захарова играла не в первый раз. Временами казалось, что Александра каменная и неинтересная. И плакать в некоторых сценах она не хотела, лишь делала вид.  Ее взаимоотношения с Збруевым действительно семейные, они знают друг друга не один десяток лет. Они будто не играют, а живут там… в вишневом саду и стараются решить все проблемы. Кажется, что каждый свой, но все равно они болеют своим поместьем и им не хочется его отпускать.

Между ними раз за разом вставал Шагин, мешая им договориться о судьбе родного места. Он сыграл хитрого, надменного и самоуверенного молодого человека. Стоит заметить, что эта роль была ему к лицу. Актер ощущал себя как в своей тарелке. Казалось, что он видит мир ярче других, чувствует больше остальных. Его трясущиеся руки с картой поместья, его крик о том, что после продажи будет легче всем, заставляли не отводить глаз от сцены.  Кстати, о громком голосе, его было много. Будто каждый пытался перекричать партнера, создавая ощущение, что никто не слышит друг друга. Хотя так и было, и на сцене, и на страницах пьесы.

Другие же актеры просто дополняли эту нить, будто бусины на ней. Отношения между героями были легкими, непринужденными, каждый был на своем месте. Никого не хотелось убирать. Отдельно хочется сказать про самого колоритного персонажа всего произведения — Фирса. Владимир Юматов удивительно легко передал такого родного, но в тоже время никому ненужного старика. Концовка сходится, его забыли… И от этого каждый раз очень грустно.

Нельзя не сказать про костюмы. Наряды просто удивительные, волшебные. Алексей Кондратьев — художник — постановщик показал всю многогранность той моды. Цвет, фасон, форма… Все, как и должно быть. Каждый раз, когда прихожу на классику на спектакль любуюсь нарядами. И с «Вишневым садом» я не прогадала. Снова и снова ловлю себя на мысли, что хочу попасть в ту эпоху, в то время, чтобы хоть на минуту надеть такое платье как у Раневской, например. Ну а мужчины в костюмах, всегда красивы. Эпоха передалась через костюмы, однозначно. 

Изюминкой спектакля стала концовка. Как только герои покинули сцену и наступила тишина, длинные двери распались по обе стороны, олицетворяя конец спектакля, пьесы и целой эпохи. Именно это я и запомню на долгое время. Мне кажется, что это самые правильные вариант и выбор. Поэтому, возвращаясь к режиссеру, можно сказать ему «спасибо» за такую символичность. 

Оркестровую музыку со сцены зрители слышат не раз. Гаев напоминает сестре о музыкантах, знакомых им, очевидно, с детства. Удивившись, что оркестр «еще существует», Любовь Андреевна выражает желание «устроить вечерок» и пригласить оркестр к себе в дом. Игрой сопровождается почти весь второй акт, включая его кульминацию – сообщение о продаже имения. Создается эффект «пира во время чумы». И действительно, «еврейские оркестры в ту пору приглашались играть на похоронах. Под эту музыку торжествует Лопахин («Я купил!»), под эту же музыку горько плачет Раневская.

Подытожив, хочется сказать, что классика важна и нужна. Очень часто ее недооценивают, называют скучной, но если так посмотреть, то мало чего изменилось за это время. И уж если настолько неохота ее читать, никто не отменял поход в театр. Картинка очень помогает понять и вспомнить, если это нужно будет. 

Текст — Дарья Бородина, факультет журналистики ГИТР (группа ДМ11)

Фото — Дарьи Бородиной и с сайта https://lenkom.ru/